Супруга одевает младшего в садик. Он не хочет никуда идти, ему и дома хорошо. Сборы длительные. Ласковые уговоры плавно меняются на логические обоснования необходимости этих сборов, но тут меняется тактика у мелкого манипулятора. Теперь он хочет в туалет, попить, маленькую машинку в карман, не хочет надевать вот эту тёплую кофту, перчатки... То, что на улице снег и ветер, отвергается априори. В квартире же тепло! В садике нужно было быть уже 20 минут назад. Начинаются репрессии. Слышу в ответ: «Мама, не ори на меня!»
О как. В моём детстве, да чтобы я такое маме заявил, в четыре-то года?!
Мы были другие. Нет, не хуже, и не лучше. Просто другие. Более самостоятельные в плане самообслуживания, но менее раскрепощённые в общении. Опущу тему гаджетов и компьютеров, сравнение некорректно, у нас их не было в принципе.
А вот позиционирование себя в этом мире у моих детей другое. Они более... нахальные что-ли. Нет, не хамы. Границы свои знают. Но за свои дитячьи права борются, как львы). В моём детстве такие попытки пресекались ремнём на корню. А мне приходится вспоминать фразу: «Дети вырастут либо успешными, либо послушными». Вот и крутитесь, родители!
И даже поощряю инициативу. Вот Тёмке было полтора года. Мама моет пол. Возвращается с тряпкой из зала. Тёма сидит в ведре, полощет свежестыренную в шкафу наволочку, тоже готовится помогать. И что, отнять, ругать? Так он после этого никогда больше к ведру не подойдёт. Программа зафиксируется навеки: мыть полы - плохо, за это ругают и по попе бьют. Терпите, родители!
Да, муторно, да, мыть, переодевать в сухое. Да, выделить персональный носовой платок, и показать, где мыть ему, а где мама сама справится.
То же самое на даче. Папа с дедом поливают, таскают лейками воду из ванны, стоящей во дворе. Мишка с Тёмиком тоже берут свои игрушечные лейки, и помогают. Тёма поливает капусту, двухлетний Миша выбрал своей жертвой одуванчик у дорожки. Всё. Полили. Пошли отдыхать. Ванну вновь наполнили до краёв. В жару так хорошо в прохладе домика! Миша остался во дворе.
Через некоторое время посылаю старшего проведать, чем занят брат. Возвращается, докладывает. Эта мелочь своей пипеткой перетаскал всю воду, до дна, на бедный сорняк. Земляная дорожка превратилась в огромную лужу. Мда. Эту энергию, да в мирные бы цели! А ругать нельзя(. Помощник растёт!
Старшее поколение пьёт валерьянку, среднее хлопает соточку, и всё идут за песком с тачкой, засыпать непролазную грязь.
Виновник торжества, конечно, тоже. Опять все заняты. Через пару часов бабушка опять пьёт валериану. Миша своей игрушечной машинкой перевозил всю песочницу на её цветник. Ну а чё, там же тоже земля сырая была! Теперь песочница располагается там, где под слоем песка сантиметров в 20 были астры и ещё какие-то насаждения, добытые у соседки и заказанные с интернета. Среднее поколение, служащее спасающей юную неугомонную пятую точку прокладкой, хлопает 200.
Если кто наивно думает, что Миша утомился, то он жестоко ошибается. В это самое время он уже усердно копает в другом углу сада ямку посередине дорожки стыренной лопаткой. Спасает нас от очередной волчьей ямы только сверхутоптанная тремя поколениями земля. Миша и не думает сдаваться, ведь бабуле нужно срочно грядку сделать, для пересадки жалких цветочных остатков!
Помощник растёт! Вздыхают старшие и дружно хлопают ещё по сто.
Поэтому, если меня спросить, чего мне не хватало в воспитании меня моими предками, то могу ответить одним словом. Терпения. Надеюсь, у меня его хватит. Малышам ещё расти и расти, косячить и косячить...