Найти в Дзене

Лора Маршалл. «Запрос в друзья»

В профиле — старое отсканированное фото доцифровой эпохи. На нем Мария в зеленом форменном пиджаке, длинные каштановые волосы развеваются на ветру, на губах играет улыбочка. Я прокручиваю экран в поисках подсказок, но на странице информация скудная. Друзья у нее отсутствуют, кроме фото профиля нет никаких других фотографий.
Она бесстрастно уставилась на меня с компьютерного экрана. Последний раз я ощущала на себе этот холодный взгляд двадцать пять лет назад. И уже забыла, как она оглядывает человека: без неприязни, но оценивая и понимая про него больше, чем он готов показать. Я так и не узнала, осознала ли она, что я с ней сделала.
На заднем плане просматривается здание школы из красного кирпича, такое знакомое, но в то же время странное: как будто оно возникает из чужих, а вовсе не из моих собственных воспоминаний. Удивительно: бывает, ходишь в одно и то же место каждый день на протяжении пяти лет, а потом все заканчивается, и ты больше никогда туда не возвращаешься. Словно и не было ничего.
Я ловлю себя на том, что не могу долго на нее смотреть.

Здесь речь идет о том, как школьное прошлое мало того, что не отпускает главную героиню на протяжении всего времени с момента выпускного бала, но ещё и вторгается в её жизнь посредством фейсбука. Считающаяся погибшей одноклассница присылает ей заявку в друзья.

Главная героиня, разумеется, начинает переживать, с новой силой мучиться совестью, за какой-то проступок, который она совершила по отношению к этой однокласснице, но ещё и хочет во всем разобраться. Но если автор книги хотела создать у читателя иллюзию что главная героиня является главной виновницей гибели одноклассницы, то получилось это у неё не слишком хорошо, потому что будь она убийцей, она бы при своей развитой совести давно бы пошла и созналась. А так – совершенный ею поступок безусловно гадкий, и остался бы гадким, даже если бы все закончилось иначе, но не делает её убийцей.

И да. Ей предстоит узнать правду, разобраться со своей совестью, осознать насколько неверно были расставлены приоритеты в школьные годы, спасти своего ребенка и собственную жизнь. И, что немаловажно, увидеть, как повернулась жизнь некоторых других учеников.

И, хотя жанры «Запроса в друзья» и «Если я упаду» разные, как по мне – «Запрос в друзья» гораздо шире раскрывает тему школьных лет, хотя бы потому, что показывает, что после школы тоже есть жизнь, а время, проведенное в школе – только малая её часть. Школьные звезды и их прихлебатели могут оказаться на самом дне или вести серую, ничем не примечательную жизнь, а вчерашние «серые мыши» могут добиться гораздо большего, чем могли ожидать даже сами. В «Если я упаду» после школы жизни нет, потому что жизнь главной героини заканчивается.

И нет, я не могу назвать эту книгу как-то по особенному сильной. Кульминация мне показалась немного странной, точнее действия и реакции истинного виновника смерти одноклассницы. С другой стороны, я не представляю, как оно могло бы произойти иначе.

Так же здесь затрагивается тема садизма, который не стоит путать с бдсм или бытовым насилием, но затрагивается вскользь, без подробных описаний как оно было, к тому же главную героиню это все относительно устраивало, а на момент повествования осталось в прошлом. Но даже в этих полуслучайных упоминаниях есть о чем задуматься.

Так что, по моему мнению, «Запрос в друзья» чуть больше чем просто триллер. И, хотя эта книга не столько о подростках, сколько о взрослых, я скорее порекомендовала бы к прочтению её, нежели упомянутую «Если я упаду». Хотя, как правило, я не рекомендую книги.