Река Колыма образовалась еще в Юрский период, на этапе разграничения Яно-Оймяконского нагорья (имеющего в качестве кромки высокий увал Черского) и Колымского плато. Издревле на разных фрагментах данного водотока проживали далекие предки современных юкагиров (являвшихся также «отцами» чукчей), эвенов (представителей тунгусской семьи) и якутов (ассимилятом хуннов-курыканов и все тех же эвенов). А вот первое понятное русское описание реки Колыма содержится в отчете экспедиции казаков, отправленной сюда лишь в 18 веке. Там значится, что «Куолема» с сибирских финно-угорских диалектов переводится как «Смерть». Правда, якуты звали поток «Кулу» – «ярость». Так что из них? До описателя-Лаптева одной из колымских локаций касался исследовательский поход Семена Дежнева и сибирского казака Стадухина. Путешествие происходило в 43-ом году 17 века. Смельчаки перевалили через Верхоянский хребет и по горным притокам вышли в колымский бассейн. Был поставлен острог, превратившийся позднее в град Средне-Колымск.
Стало ясным: река Колыма находится в среднем течении на земле воинственных юкагиров. На землепроходцев напал их отряд, состоящий из 500 человек. Сражаться с аборигенами пришлось именно отряду Дежнева. Добравшийся сюда казацкий предводитель (Зырян, в честь которого окрестили речушку) к тому времени вернулся в родные края. До лета 1648 года «дежневцы» охраняли острог, вокруг которого уже начал расти посад. В это время значительно ниже появилась современная деревня Нижнеколымск. Поздние казацкие экспедиции выставляли на отрезке между острогами деревянные кресты – «дневные маяки» на самых возвышенных приречных мысах. В 1740 году в этих краях гостила географическая экспедиция Дмитрия Лаптева. Географ прожил в этом уголке Отечества без малого 10 лет. За этот период почти весь гидрологический объект был им научно описан. В устье Подкаменной Колымы он распорядился поставить специальный знак, выполнявший роль маяка. Уже перед Революцией отсюда шли экспедиции Врангеля и Биллингса. Лишь в советские времена началось хозяйственное использование реки Колыма. В 1923 г. в селениях нижнего течения прятались последние белогвардейские отряды Временного Приамурского Правительства Меркулова. Средне-Колымск и Нижнеколымск стали даже театрами военных действий в период борьбы с ними. Бои шли с попеременным успехом вплоть до 1924 года. А японским и американским интервентам так и не удалось оказать помощь нижнеколымской Контрреволюции. Их отбрасывали еще на Охотском море. А в верховьях и в среднем течении красные отряды охраняли открытые еще в начале века золотые прииски. В конце 20-ых на многих притоках реки геологи нашли месторождения серьезных залежей угля, золота и других ценных металлов (в том числе урана и молибдена).
Исток реки Колыма находится в точке слияния потоков Аян-Юрях и Кулу. Их воссоединение происходит в труднодоступной местности – среди возвышенностей, составляющих восточное окончание хребта Черского. Исток реки Колыма – водоток 140 метров шириной, ограниченный со всех сторон крупнокаменистыми отмелями и темнохвойной тайгой. Западной кромкой реки является остров, отделяющий ее от русла Кулу. А вот коренные берега постепенно возвышаются на значительную высоту. Административно местность принадлежит Сусуманскому округу Магаданской области.
Река Колыма находится в зоне холодно-умеренного континентального, субарктического и даже арктического климата. Если где и вставать здесь с палатками, то лишь в самых верховьях – в горной системе хребта Черского. Тут много леса, ягод и грибов. К тому же есть хоть один летний месяц – июль. В Сеймчане и Средне-Колымске реально покататься на лошадях. Однако они здесь непривычно коротконогие, пузатые и волосатые. Другие не выживают. Первая из муниципий – что-то вроде столицы Сеймчанского кластера Магаданского заповедника.
(По материалам сайта GoToNature.ru)
По ссылкам ниже можно ознакомиться с другими фотообзорами: