Я живу в Шымкенте (Шымкент — город-миллионник, третий город страны, находится на юге Казахстана). Местный в третьем поколении.
Язык понимаю на минимальном уровне и так же мало говорю по-казахски. Связано это с тем, что учился я в русской школе, и казахский язык в годы мой учебы ещё не начали насаждать с такой силой, как сейчас. Он был просто не актуален.
Имеет место дискриминация на том уровне, что вам могут отказать в обслуживании или не продать товар, если начнете диалог на русском. Хотя это зависит от человека. Если перед вами казахский националист, то такой исход вероятен. Проблема в том, что таких становиться всё больше. Русский язык в Казахстане имеет конституционный статус официального языка межнационального общения, но это становится всё менее заметно. Хочу отметить главное: то, что я говорю, относится именно к югу страны. Севернее по стране ситуация другая.
Что способствует развитию казахского национализма в обществе? На мой (и не только на мой) взгляд, это результат намеренной политики верхушки страны. При всех разговорах о многонациональности Казахстана и дружбы народов (которых в стране действительно очень много) делается всё для того, чтобы инородные этносы покидали республику и не делается ничего, чтобы они остались.
Посудите сами. Мне 24 года. За период моей жизни русское население города сократилось с 49% до 10%. Да, это угнетающе влияет на общее настроение. Я предпринимал попытку переехать в Россию и прожил там около года, но возникли юридические проблемы и пришлось вернуться. Сейчас планирую новую попытку. Вопрос только в финансах.
На самом деле в городах наши страны очень похожи. Это обусловлено общим советским прошлым, а также схожестью политического строя и экономики наших стран. Переезжать планирую в один из городов Сибири.
Бывали случаи, когда моему здоровью грозила опасность из-за моей национальности. И не раз. Отхватывал по лицу в клубе, нарывался на гоп-стоп. Естественно, в первую очередь цеплялись к национальности.
Я знаю русских парней, которые встречались с казашками. Они не без оснований переживали, что их девушку могут украсть, чтобы выдать замуж по договорённости родителей.
Для молодого человека не коренной национальности в Казахстане не имеется перспектив построения карьеры в вышестоящих инстанциях (госслужба, армия и т. д.). Потому что для Казахстана крайне свойственно кумовство. Если у тебя нет хорошего «агашки» (покровитель, защитник, влиятельный человек — Изнанка), дяди, например, пробиться крайне трудно. Ясное дело, что агашки есть в основном у представителей титульной нации.
У современной молодежи в плане стиля в одежде, музыке чувствуется большое влияние Южной Кореи. Из Кореи молодежь заимствует элементы стиля, причём очень бездумно. В последнее время все ходят в медицинских масках, в основном, черного цвета (здесь вообще фетиш на чёрную одежду). Маски заимствовали из Китая, где люди вынуждены их носить ввиду плохой экологии. У нас просто подражают.
Часто встречал представителей старшего поколения, которые дадут фору юным националистами по резкости высказываний. Я считаю, что это отыгрыш за советское прошлое, когда они вынуждены были молчать и стелиться перед русскими.
Исламизация обывателей ускоряется с каждым годом. Я никогда не видел столько женщин в платках и мужчин с бородами, сколько за последние пару лет. Я лично знаю пару казахов-атеистов, но это очень образованные люди с совершенно европейским воспитанием и мышлением. Они, скорее, исключение. В среднем по стране Ислам чисто номинальный.
Я знаю казахов, которые читают намаз, а потом идут кушать плов со свининой. Пока что здесь Ислам — это больше мода и бренд. Халяльная еда, мусульманские одеяния, напускная набожность. Но действительно правоверных становится все больше.
Насчет политики. Народ по-восточному кроткий перед своими ханами. Протестные движения подавляются намного жёстче, чем в России. Волнения были, но информации о них мало. Например, несколько лет назад в близлежащем городке дошло до резни между казахами и узбеками. Тогда на двое суток отключили интернет. Обо всем узнали только через сарафанное радио. В СМИ полная тишина.
Я лично помню волнения, которые были у нас в городе лет 9-10 назад. Это была годовщина Желтоксана. Мы с моим другом почти каждый день по дороге в школу слышали «русские, валите в Россию». Мой отец приходил забирать нас вечером из школы с питбулем.
Часто встречаете расистские шутки по отношению к русским. С юмором у местных все не очень здорово. Вершина их юмора — это, увидев русского, к которому они хотят обратиться, просто начать перебирать русские имена: «Эу, Ваня, Коля, Миша...» Если ты Максим, тебя непременно назовут «Максим Галкин» и будут ждать гомерического смеха над этой оригинальной шуткой. Их обидные прозвища для нас — это «акқулак» — белоухий и «сасық орыс» — вонючий русский. Не слишком оригинально, как я считаю.
Я хочу жить в родной культурной среде. Мне она ближе и приятнее. С презрением отношусь к нацменьшинствам, которые требуют себе прав на чужой земле. Либо ты ассимилируешься, либо возвращаешься к своим. Я выбрал вернуться к своим. Опыт проживания в России у меня есть и мне, в целом, понравилось.
В каждой стране есть государственный язык, как правило — это язык большинства. В России — это русский. В Казахстане — казахский. Но есть один нюанс: в Конституции Республики Казахстан сказано, что русский — официальный язык межнационального общения. Отдельно прописано, что каждый может получать услуги на русском языке. То есть это моё конституционное право (пока что). Моя проблема в том, что это право в последнее время систематически нарушается.
Русские очень разобщены. Если бы здесь были тесные общины русских, лично мне было бы намного комфортнее. На деле каждый сам за себя. У казахов и узбеков такого нет. Они друг за друга горой, как правило.
Я вообще уже давно работаю в общепите. В основном, за баром и на кальянах. Очень часто таких агашек пробивает на поговорить и начинаются вопросы «А ты русский, да? А чего в Россию не едешь?». Этот вопрос задаётся как бы просто так, но все понимают, что имеется в виду. Со временем я придумал особую тактику для таких разговоров. Я стал говорить, что я вообще-то из России, приехал сюда продавать квартиру умершего деда и уеду обратно как только продам. На это они реагируют очень позитивно, становятся очень вежливыми и гостеприимными. Такая байка прокатывает, потому что я действительно отличаюсь даже от местных русских.
Я знаю русских, которые пытаются ассимилироваться. Говорят на казахском, ведут себя как казахи. У меня так не получается, да и я не хочу. Хочу уехать и не мозолить глаза местным. К тому же эти русские все равно не принимаются казахами на 100% как свои.
Была работа на отшибе, на которую нужно было добираться на попутках. На этом маршруте все ловят попутки в сторону дач. Есть негласная цена в 100 тенге с человека (примерно 20 рублей). Я иногда по два часа не мог поймать попутку, потому что они проезжали мимо меня и останавливались через 20 метров возле казахов. Либо заряжали мне 200-300 тенге. С казахов в то же самое место было 100 тенге, как обычно. Такое случалось практически через день. Менеджер на той работе была девушка-казашка. Я с ней очень хорошо общался, но она не верила мне, что я опаздываю на полтора-два часа, потому что я русский. Говорила, что «русских в городе вообще больше, чем казахов», что, конечно, бред.
И ещё случай с моей бывшей девушкой. На тот момент нам было по 17 лет. У неё начались проблемы по-женски, открылось кровотечение, её привезли в больницу. Врач — казашка в возрасте. Сразу без осмотра спросила у неё, сколько было абортов. На резонное замечание, что она вообще-то ещё девственница, врачиха парировала: «Я что русских не знаю? Не надо мне тут рассказывать, какая ты девственница». Не дословно, но что-то в этом духе.
Понравилась статья и хочешь прочитать больше? У нас есть еще, например, интервью с казаком.
Знаешь интересных героев, о которых должны узнать многие? Пиши сюда — skryabin.ff@gmail.com
По вопросам рекламы на Изнанке пишите сюда — antoner22@gmail.com