Кому помогает фонд «Старость в радость»? Как определить людей в возрасте, нуждающихся в помощи, чтобы им самим не было неприятно слышать это определение?
Говорит директор фонда Елизавета Олескина в интервью на радио «Вера»:
Слово «старички» я очень не люблю. Оно сверху вниз. Скорее всего, это мы там «молодежечка» или кто-нибудь. Взгляд другой. Столько в них мудрости.
— А какое слово вы употребляете? Подопечные?
Елизавета Олескина:
Скорее, это мы их подопечные. Потому что, когда я приезжаю, моя Марья Ивановна, Василий Петрович дают печеньки, конфеты. Проверяют, почему я бледная, «зеленая». Это вопрос еще, кто кого держит под опекой.
В том и проблема нашего общества, что мы не умеем пока правильно называть. Слово «старость» у нас очень окрашено [негативно]. Все слова отталкивающие. «Старик»… Моему папе за 60. Какой он старик? За 70, 80, он папа всегда, он юный и прекрасный.
Те пожилые люди, с кем я близко дружу, для меня бабушки и дедушки, я для них внучка. Многие, с кем я очень дружила, уже ушли. Для них я действительно была внучкой. Они для меня были как свои дедушки и бабушки.
Но так мы можем говорить о тех, с кем лично тепло общались, и тепло было взаимным. А о незнакомых — «пожилые люди».
— Хорошо. Хотя, мне кажется, «пожилой человек» — нет ничего более формализованного…
Елизавета Олескина:
— Нет у нас теплого слова. У нас нет пока правильных слов. Я думаю, что мы их создадим. Все пытаются. Пока мы правильно не научимся называть, так и будут «…старик со старухой у самого синего моря».
«Бабушка…» Тоже не всем приятно. Не всегда пожилая женщина в 70 лет, которой нужна помощь и поддержка, будет рада, что ее так назвали. Это если вы с ней очень дружите, она будет вас внуком называть.
— А вы как называете? По имени- отчеству?
Елизавета Олескина: По имени-отчеству лучше всего, конечно.
А как вы бы назвали за глаза тех, кто нуждается в помощи нашего фонда? Говоря точным языком, это люди старше 18 лет с устойчивым дефицитом самообслуживания. Будь то молодые люди с инвалидностью, физической или ментальной, или пожилые люди... К огромному числу получателей нашей помощи слова «бабушка» и «дедушка» неприменимы: это леди и джентльмены. И слово «подопечные» неприменимо тоже: мы не берём их под опеку, как детей, а помогаем в чём-то конкретном, и они как равные субъекты принимают эту помощь — а могут и не принять (и принимают не все).