Продолжение наших анархистских историй - о республике, созданной Нестором Махно в 1918 году на Украине, со столицей в своем родном селе Гуляйполе.
Похоже, особая анархистская аура этого места сохранилось и много лет спустя. Не случайно же именно там, в Гуляйполе, снимали знаменитый советский фильм "Неуловимые мстители" – о гражданской войне, бандах, анархистах…
Самого Махно изобразили в советском кино значительно раньше – в фильме "Хмурое утро" в 1959 году. Батьку тогда сыграл Виталий Матвеев, и созданный им образ выглядел весьма карикатурно.
В фильме Махно предстал как главарь бандитского войска, как человек без чести и совести. И, конечно, зрители из этого фильма не могли узнать, что же пытался построить Махно в своей “Гуляйпольской республике”.
А он решил реализовать там программу анархистов - как он ее понимал: землю поделить, прежние структуры власти разрушить - и пусть все принадлежит всем. Во взятых махновцами городах батька разрешал бойцам брать то, что им нужно для жизни - но тем, кто мародерствовал сверх нормы, пригрозили расстрелом.
Отряды батьки имели свою газету - "Путь к свободе" - в ней и печатали статьи об анархистской программе. Там же для бойцов публиковали и тексты махновских песен и частушек:
Смотрит месяц к нам в окно
И в речную воду.
Едет батько Махно
И везет свободу.
Я не белый и не красный
Не зеленый - никакой,
Запрягай коней в тачанку,
И - в атаку за рекой.
Газета разъясняла и кого надо атаковать: врагами было решено считать монархистов, офицеров, большевиков и представителей любой центральной власти. В зависимости от обстоятельств врагами также могли считаться солдаты и городские – но с ними, как заявляли анархисты, можно было договариваться.
Так в борьбе против всех Махно пытался построить государство с анархистским строем - и вот как он сам это описывал:
“Такой строй я мыслил только в форме вольного советского строя, при котором вся страна покрывается местными совершенно свободными и самостоятельными советами, социально-общественными самоуправлениями тружеников”.
О тружениках Махно проявлял большую заботу - хотя бы потому, что он легко мог себе это позволить. Взяв очередной город, махновцы конфисковывали ценности банков, ломбардов, кредитных обществ – и затем устраивали раздачу денег неимущим.
Очевидцы рассказывали, что за этой помощью выстраивались огромные толпы, и деньги людям порой доставались немалые - до тысячи рублей на человека (это при том, что буханка хлеба стоила тогда 5-6 рублей).
Не удивительно, что идеи Махно были весьма популярны среди крестьян и привлекали многих в его лагерь. Признания о большой популярности батьки просачивались в прессу даже в советские времена – например, в стихах Есенина:
И кого упрекнуть нам можно?
Кто сумеет закрыть окно,
Чтоб не видеть, как свора острожная
И крестьянство так любят Махно?
У анархистов была своя валюта – бумажки с изображением Махно. Но подробнее об этом - в следующей публикации, в продолжении наших анархистских историй.