Автор: Герман Плоппа
Перевод: Вероника Найдёнова
Когда я вернулся домой 9 ноября 1989 года, за полчаса до полуночи, с праздничного вечера в моем обычном пабе, я снова включил радио, гессианское радио, только чтобы позволить звукам Фила Коллинза окропить себя перед сном. Но была прямая трансляция: „Пока не могу поверить! Стена открыта, и мы едем сюда с нашим Траби через Курфюрстендамм!“ Прошу прощения? Это шутка вроде „Войны миров“ Орсона Уэллса? Никогда не ожидал бы от „Гессишерского Рундфунка“. Сравнение с другими радиостанциями везде дало те же оригинальные звуки: счастливые жители Восточного Берлина проезжают через весь Западный Берлин. Действительно, сенсация. Мы все ожидали, что Стена будет существовать и когда мы умрем.
Но я должен сказать: даже тогда я не очень доверял миру. Как больная ГДР может выжить при открытой границе со своим хорошо упитанным немецким братом? Позже это неравенство было осознано почти физиогномически в виде огромных габаритов канцлера Коля и тонкой стройности главы правительства ГДР Лотара де Мейзьера, который, казалось, по крайней мере дважды помещался в одного Коля. Это не могло привести никчему хорошему.
А затем падение Берлинской стены, как говорят, было оплошностью. Говорят, что чиновник СЕПГ Гюнтер Шабовски не знал что ответить на журналистский вопрос и просто истолковал приказ сверху таким образом, что границы должны быть немедленно открыты. Это было неуместно, потому что на следующее утро, согласно инструкциям Политбюро, граждане ГДР должны были иметь возможность свободно покидать страну. Это касается эмигрантов из ГДР, которые должны были представить визу. А теперь массы захватили полностью шокированную пограничную полицию, и эмиграция превратилась в экскурсионную поездку в Западный Берлин.
Ну, это, конечно, еще раз прекрасная сказка о тысяче и одному усыплению. Фактически, руководство протекционистского РДР Советского Союза давно продало немецкое рабочее и крестьянское государство Западу. У Советов просто не было другого выбора. Ведь СССР был банкротом уже в начале 1980-х годов. Правительство США при Рональде Рейгане безжалостно ускорило структурный упадок Советского Союза. С одной стороны, после падения Хрущева в 1964 году Советский Союз из развитой индустриальной страны превратился в поставщика сырья и теперь, как третья страна мира, почти на сто процентов зависит от экспортных поступлений нефти и природного газа, добываемых из ископаемого сырья. Такая страна может быть легко разрушена вынужденным снижением цен на сырьевые товары. И это именно то, что сделал умный глава ЦРУ и вдохновитель президента США Рональда Рейгана Уильям Кейси (1). Он поездил по восточным странам-экспортерам нефти и убедил принцев Саудовской Аравии сбросить свою нефть на мировой рынок в течение длительного времени по абсолютным демпинговым ценам. Советский Союз был вынужден снизить цены на нефть до абсолютного самоуничтожения.
Кроме того, появилась новая спираль вооружений, которая в одностороннем порядке вывела Соединенные Штаты на победный путь, на что Советский Союз больше не мог отреагировать. В 1985 году Горбачев окончательно вошел в состав правительства Советского Союза как человек, способный реально разобраться в ситуации. Горбачев не действовал сейчас иначе, чем управляющий в свободной экономике: он пытался сохранить свое предприятие в Советском Союзе здоровым и сэкономить на реорганизуемой части фюзеляжа, которую еще можно было бы спасти. Страны-спутники Варшавского договора уже давно получают финансовую и материальную поддержку только от Советского Союза. Горбачев освободил эти штаты. Менее галантно выразившись: он сказал им, смотрите, как вы будете справляться самостоятельно в будущем! Найдите новых спонсоров на Западе! От нас вы больше ничего не получите.
ГДР страдала от этого уже в начале 1980-х годов, даже без Горбачева, когда Советский Союз перестал снабжать их сырой нефтью. Экономика ГДР вынуждена была добывать все больше и больше нефти из отечественного бурого угля с помощью процесса гидрирования угля, который был разработан в 1920-х годах и с тех пор не получил дальнейшего развития. Началась целая новая волна загрязнения и потребления окружающей среды.
Лишение Советской любви сильно ударило по восточногерманским коммунистам в то время, когда внутренние проблемы были достаточно коррозионными. Гражданам ГДР во все времена говорили, что с ними обращаются хуже, чем с западными немцами. Во время отпуска на Черном море болгарские или румынские официанты перенаправляли хорошо кормящихся западных немцев, которые платили в „Валюте“, т.е. жесткой Д-Маркой, тогда как Остмарка не была особенно востребована. Таким образом, в социалистической братсткой стране с восточными немцами обращались также жестоко. Но даже в самой ГДР ощущалось подчинение собственного населения Западу. Что до сих пор мало кто знает: ГДР ни в коем случае не производила металлолома и поставляла высококачественные, технически зрелые и сложные товары (2). Однако в ГДР их почти никто не видел, не говоря уже о том, чтобы их иметь. Электроприборы, текстиль и мебель социалистического производства сразу же уходили на Запад. Крупные почтовые компании, такие как „Quelle“ и „Neckermann“ или мебельные магазины, такие как „IKEA“, поставляли качественные товары с Востока.
Обувь „Salamander“ производилась не только в Корнвестхайме, но и в ГДР. Таким образом, граждане Германии, даже из низших слоев общества, могли позволить себе товары, пользующиеся высоким спросом, что в противном случае было бы невозможно оплатить из собственного конверта заработной платы без демпинга поставок из ГДР. Таким образом, социалистическая ГДР улучшила положение рабочего класса – но не дома, а в капиталистической ФРГ. Лучшие качества достались зарубежным капиталистическим странам – комитет был предоставлен их собственному населению, братьям и сестрам из социалистических зарубежных стран. Те, кто хотел купить качественные продукты на Востоке, должны были ходить в магазины лакомств или изысканных вещей. Там ему пришлось переплачивать 3200 восточных марок для пишущей машинки „Erika electronic S3006“, в то время как эта же модель была доступна в „Quelle“ под названием „Privileg electronic 1400“ всего за несколько Д-марок. Кроме того, текстильная индустрия, производившая излишки в ГДР, продавала их Западу за несколько копеек вместо того, чтобы распределять среди местного населения. Правительство ГДР часто субсидировало экспортные товары таким образом, что эти товары шли на Запад ниже цены производства. Все эти эффекты не смогли убедить население в „превосходстве социализма“. В 1970-х годах ГДР выполняла именно ту функцию, которую сегодня выполняют страны третьего мира: искусственно поддерживать уровень жизни в промышленно развитых странах на высоком уровне с непревзойденным низким уровнем заработной платы без значительного увеличения – со всеми ужасными последствиями для людей и местной окружающей среды.
ГДР могла бы рухнуть уже в начале 1980-х годов, если бы не печально известный коммунист Франц Йозеф Штраус из баварского ЦСУ, спасший номенклатуру вокруг Эриха Хонекера от банкротства с помощью миллиардной сделки в 1983 году (3). Конечно, это вовсе не было актом гуманности, как Штраус позже хотел это преподнести. Он просто помог своему близкому другу, оптовику мяса Йозефу Мерцу, избавиться от неприятностей. Он достиг больших успехов в сотрудничестве со своей компанией „Marox“, так как покупал скот в ГДР по очень низким ценам, а затем перерабатывал его на немецких скотобойнях в мясные консервы. Таким образом, Мерц нанес не в последнюю очередь ущерб немецким фермерам, которые не успевали за демпингом ГДР и обанкротились. Йозеф Мерц снова поддерживал тесные отношения с печально известным поставщиком иностранной валюты ГДР Александром Шальком-Голодковским. От имени Политбюро Хонекера он просто топтал все, что в ГДР можно было конвертировать в западногерманские валюты, не важно как. На заключительном этапе Шальк-Голодковский даже арестовывал с помощью „Штази“ под надуманными предлогами невинных граждан ГДР, затем отбирал у арестованных ценности и продавал их на Западе за валюту.
Тот факт, что Франц Йозеф Штраус из всех людей предоставил ГДР длительную отсрочку, получив кредит в размере одного миллиарда немецких марок под руководством Баварского ландесбанка, нанес ему политический ущерб, но баварский лев был сочно вознагражден комиссионными. Тесная связь сложилась между криминалистами в Баварии и СПЕГ в Восточном Берлине. Теперь немецкая пресса рада сообщить, что Франц Йозеф Штраусс и Шальк-Голодковский раскрыли секретные государственные секреты в самый поздний час существования „Цехгелагена“. Может быть. С другой стороны, Шальк-Голодковский, вероятно, также передал германским властям секреты правительства ГДР, составляющие государственную тайну.
Когда летом 1989 года ГДР истекла кровью в результате гигантских волн бегства, в СВУ также началось переосмысление ситуации. Сначала Эрих Хонекер, предположительно постоянно отстраненный от неудобных правд придворными плибеями, был отстранен от должности в середине октября. Его преемник Эгон Кренц организовал создание меморандума, в котором были бы безупречно и неустанно раскрыты все недостатки ГДР, с тем чтобы терапия могла наконец-то начаться. 30 октября 1989 года Политбюро было представлено так называемое „Шюрерское издание“ (4). В документе говорится, что ГДР безнадежно задолжала и что с точки зрения производительности ГДР отстает от ФРГ на мили. Ведь авторы хотят любой ценой избежать кредитов Международного валютного фонда, чтобы не попасть в долговую кабалу. Их терапевтические предложения: политика жесткой экономии в стиле английского премьер-министра Мэгги Тэтчер с социалистической риторикой. Конечная цель заключается в сохранении суверенитета ГДР. Они даже хотят подмаститься к таким странам, как Франция, Австрия или Япония, с тем чтобы они могли делать вливания в ГДР в качестве противовеса ожидаемому укреплению ФРГ. В то же время, однако, новые займы должны быть получены от ФРГ. Это, конечно, возможно только в том случае, если эта бумага Шюрера останется совершенно секретной. Получатели этого документа должны уничтожить этот документ 31 декабря 1989 года. Над документом также работал Александр Шальк-Голодковский. Когда в январе 1990 года эмиссары правительства ГДР прослушивали западногерманских банкиров и членов правительства на предмет получения кредита, они подверглись оскорблениям и сослались на фактически очень секретный документ Шюрера. И с учетом упомянутого в статье Шюрера уровня долга в 49 миллиардов Д-марок, они и не думают инвестировать в этот тонущий корабль еще и одного немецкого пфеннига. Кто снабдил западногерманских политиков взрывоопасным документом Шюрера?
Заявление о том, что задолженность ГДР составляет 49 млрд. марок, является смертельным ударом по всем чаяниям ГДР в отношении долгосрочного национального суверенитета. Из-за этих огромных цифр сторонники продолжения существования ГДР также потеряли всякую храбрость. Осенью 1989 года в ГДР по-прежнему существовало явное большинство в две трети голосов за сохранение собственного государства. Декларация „За нашу страну“ (5) нашла массовую поддержку. Но как только граница была открыта, многие влиятельные агенты ФРГ стекались в ГДР, присоединялись к демонстрантам и призывали к „воссоединению“, развевали немецкие флаги без молотков и компасов и скандировали „Гельмут, Гельмут!“
На международной арене решение об аннексии Федеративной Республикой Германии ГДР было уже давно принято. 4 ноября, за пять дней до падения Берлинской стены, в одной из провинциальных газет (7) можно было прочитать следующее: „Президент Франции Франсуа Миттеран ожидает, что оба немецких государства быстро воссоединятся и не боится такого развития событий. Об этом он заявил вчера в конце франко-германских консультаций в Бонне. Это будет быстро, очень быстро, но, возможно, не так быстро, как хотелось бы некоторым“, – сказал Миттеран.“ На уютном вечере с шашлыком на Советском Кавказе Горбачев открыто предложил канцлеру Колю и министру иностранных дел Геншеру ГДР взамен на западногерманские кредиты (8). Но до создания нового общегермано-советского альянса президент России Борис Ельцин, находившийся под влиянием США, вновь без лишних усилий лишил Горбачева власти и распустил Советский Союз.
Невозвратные долги в 49 миллиардов марок, о которых пишется в известном документе Шюрера, оказались совершенно необоснованными. Фактически, как заявил даже западногерманский Бундесбанк в 1999 г. с безопасным интервалом в десять лет (9), долги ГДР составляли порядка величины, которые все еще могли быть погашены. Но этой химерой безвозвратных долгов федеральное правительство оправдывло полную аннексию ГДР. И вместо того, чтобы надеяться на „процветание ландшафтов“, обещанных Гельмутом Колем, все, что стояло на пути немецкой экономики было снесено. Сегодня, как и во времена „Quelle“ и „Neckermann“, Восточная Германия, к сожалению, снова стала продленным верстаком Западной Германии.
Ссылка на источник: https://kenfm.de/%d0%bf%d0%b0%d0%b4%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d0%b5-%d0%b1%d0%b5%d1%80%d0%bb%d0%b8%d0%bd%d1%81%d0%ba%d0%be%d0%b9-%d1%81%d1%82%d0%b5%d0%bd%d1%8b-9-%d0%bd%d0%be%d1%8f%d0%b1%d1%80%d1%8f-89-%d0%b3%d0%be%d0%b4-2/
Источники:
(1) Hermann Ploppa: Der Griff nach Eurasien – Die Hintergründe des ewigen Krieges gegen Russland. Marburg 2019 S.273ff
(2) https://www.mdr.de/zeitreise/quelle-und-ddr-produkte-100.html
(3) https://www.spiegel.de/spiegel/print/d-13488927.html
(4) http://www.chronik-der-mauer.de/material/178898/sed-politbuerovorlage-analyse-der-oekonomischen-lage-der-ddr-mit-schlussfolgerungen-30-oktober-1989http://www.chronik-der-mauer.de/material/178898/sed-politbuerovorlage-analyse-der-oekonomischen-lage-der-ddr-mit-schlussfolgerungen-30-oktober-1989
(5) https://web.archive.org/web/20131012065100/http:/www.hdg.de/lemo/html/dokumente/DieDeutscheEinheit_aufrufFuerUnserLand/index.html
(6) Otto Köhler: Die Grosse Enteignung – Wie die Treuhand eine Volkswirtschaft ruinierte. Berlin 2011. S.171ff
(7) https://www.op-marburg.de/Marburg/Der-Mauerfall-1989-Was-hat-er-bewirkt
(8) https://www.spiegel.de/spiegel/print/d-13507185.html
(9) https://www.spiegel.de/spiegel/print/d-13507185.html
Рекомендуемое чтение: Владимиро Джакше: Аншлус – объединение Германии и будущее Европы. Гамбург 2015
+++
Спасибо автору за право публикации.
+++
Ссылка на фотографию: © B.Leyon
+++
KenFM стремится к широкому спектру мнений. Тематические статьи и выступления гостей не обязательно должны отражать редакционную точку зрения.
+++
Тебе нравится наша программа? Информацию о вариантах поддержки можно найти здесь: https://kenfm.de/support/kenfm-unterstuetzen/