Найти тему
Рон Кумпан

Ара ЕРНДЖАКЯН: от КВН до Камерного театра

Те, кто родом из Советского Союза, наверняка помнят команду КВН «Дама Пик» Ереванского политехнического института и ее обаятельного капитана. Для многих КВН стал настоящей театральной школой, помог в поисках новых форм ‒ вот и армянская команда КВН превратилась в «Мужской Клуб», на основе которого в последствии возник ереванский камерный театр. Мой собеседник — вечно молодой капитан команды КВН, а «по совместительству» худрук Государственного камерного театра, народный артист РА Ара ЕРНДЖАКЯН.

Ара Арутюнович Ернджакян
Ара Арутюнович Ернджакян

Давайте по порядку: как вы оцениваете трансформацию самого КВН во времени?
По-моему, КВН – это одно из величайших изобретений советского времени. Водородная бомба, КВН и «экономика должна быть экономной» – больше ничего умного тогда не было создано. КВН 50 лет назад придумали несколько очень интересных людей, с которыми я хорошо был знаком и дружил. Не помню конкретно, сколько лет продержался КВН, но точно знаю, что мы стали последней командой – вплоть до знаменитого финала Ереван–Одесса. Этот финал был очень, в хорошем смысле, скандальным, было много беззлобной антисоветчины – и КВН запретили.
Его не было 17 лет, затем он потугами Маслякова возродился. Хотя для нас – кавээнщиков той закваски – это уже был не совсем КВН, а нечто другое, иной формат. Тем не менее я рад, что во «второй инкарнации» КВН появилась команда ЕРМИ, триумфальное шествие которой все мы в годы блокады, затаив дыхание, наблюдали. Затем были «Новые армяне» – тоже блестящая команда. Так три армянские команды оставили след в полувековой истории КВН – команда Политехнического института, ЕрМИ и «Новые армяне»...

Капитан команды КВН ЕрПи "Дама Пик" Ара Ернджакян
Капитан команды КВН ЕрПи "Дама Пик" Ара Ернджакян

Через «прокрустово ложе» КВН прошли врачи, инженеры, строители, которые потом стали шоуменами, режиссерами, актерами... Неужели КВН все-таки прививает профессиональные навыки для работы на телевидении, в театре?..
Знаете, у нас в команде когда-то была шутка: лучший профессионал – это любитель, потому что он действительно любит свою профессию. В этом смысле школа КВН достаточно профессиональна. Есть примеры блестящих профессионалов, которые начинали с КВН. Взять того же Горина, Хайта, Хаита, Крапиву, Харечко – все они проходили эту школу.
КВН – начало, эмбрион, а продолжение уже каждый выбирает себе сам. Сам я, когда закончил Политехнический институт и был уже как бы руководителем Камерного театра, решил, что обязательно должен проучиться в театральном вузе. И стал дипломированным режиссером.
До того как я поступил в Театральный институт, наш театр все считали любительским. Позже – по окончании института – говорили, что, мол, режиссер профессионал, но актеры-то дилетанты... Ну а потом и все актеры закончили, и разговоры перенеслись в иную плоскость... А вообще-то КВН – это «зараза»... Неизвестно, кто бы чего добился, не будь КВН, но не думаю, что медицина без врача Горина потеряла бы больше, чем мир без его «Барона Мюнхгаузена» и «Формулы любви».

Стоят: Георгий Амирагян и Рубен Тороян, сидят: Армен Амбарцумян и Борис Лифшиц, лежит: Грант Тохатян.
Стоят: Георгий Амирагян и Рубен Тороян, сидят: Армен Амбарцумян и Борис Лифшиц, лежит: Грант Тохатян.

Наступают 80-е, театр получает статус государственного, и начинается великая стройка. Со дня рождения театр постоянно пребывает в некоем ремонтно-строительном состоянии… Это основанная на особой философии, необходимая форма его существования?
Есть мудрая фраза о том, что в построенном доме поселяется смерть. Театр, который перестраивается, живет и дышит. И я благодарен судьбе, что у меня на протяжении всех этих лет были единомышленники и в этом. Мы всегда старались и продолжаем поныне создавать в театре такую ауру, окунувшись в которую зритель с первой же секунды настраивался бы на просмотр спектакля.

-4

Вы автор большого количества пьес и киноповестей, многие из которых написаны на русском языке. Планируете ли вы постановки адаптированных «под наше время» версий?
Несколько лет назад я предпринял попытку ремейка спектакля «Господа, все рушится!..» Он был написан изначально для трех актеров – в новой же версии играли три актрисы. Спектакль был восстановлен исключительно для участия на фестивале в Санкт-Петербурге. Там, как и в Ереване, он был очень тепло принят. И это вполне объяснимо, потому что, для того чтобы понять этот спектакль, недостаточно просто владеть русским языком – спектакль рассчитан на достаточно подготовленного, интеллектуального зрителя.

Спектакль "Титаник. Made in Armenia". В ролях: Ирина Даниелян, Рубен Пашинян, Григор Багдасарян, Георгий Амирагян и Манук Ахвердян.
Спектакль "Титаник. Made in Armenia". В ролях: Ирина Даниелян, Рубен Пашинян, Григор Багдасарян, Георгий Амирагян и Манук Ахвердян.

Камерный был одним из тех редких театров, если не сказать единственным, который продолжал функционировать в блокадном Ереване, не так ли?
Если говорить о блокадном Ереване, то в первую очередь вспоминается спектакль «Айк». Премьера состоялась 29 декабря 1988 года. Спектакль был вызывающе несоветский. Более того, мы два месяца играли не спектакль, а «репетицию» – каждый вечер я, обращаясь к зрителям до начала представления, объяснял, что это еще не окончательный вариант... Министерство культуры не решалось принять такой спектакль. И вообще, если события повернулись бы тогда в другую сторону, то, по меткому замечанию тогдашнего министра, повесили бы сначала его, потом меня.

Спектакль "Признание в любви". В ролях:  Рафаэл Ераносян, Сеник Барсегян, Ваге Зироян, Ани Лупе и Асмик Даниелян
Спектакль "Признание в любви". В ролях: Рафаэл Ераносян, Сеник Барсегян, Ваге Зироян, Ани Лупе и Асмик Даниелян
-7

Ну и наконец о театральной семье. Когда-то юной Лусине Ернджакян было немного не по себе от того, что ее именовали не иначе как дочкой Ара Ернджакяна. Все меняется – дочка растет. Трудно быть папой режиссера, да еще и директора Камерного театра Лусине Ернджакян?
Если честно, поначалу меня это несколько напрягало: дочка отбирала у меня сцену, не пускала меня на свои репетиции... Хотя где-то в глубине души я был спокоен, думал, что все это просто-напросто баловство и после премьеры я подойду к ней и назидательным тоном скажу: «Вот видишь, дочка, надо очень серьезно готовиться, прежде чем представлять спектакль». Однако, к моему удивлению, после премьеры первого спектакля желания такого у меня не возникло. Не сказал я этого и после второго спектакля. Ну а теперь уже надеюсь забыть эти слова навсегда.

Камерно-театральная семья: Ара Арутюнян (внук), директор  театра Лусине Араевна Ернджакян и режиссер театра Аршо Арутюнян
Камерно-театральная семья: Ара Арутюнян (внук), директор театра Лусине Араевна Ернджакян и режиссер театра Аршо Арутюнян

...Не думаю, что Лусине когда-либо ощущала на себе бремя дочки знаменитости. Для меня это слово вообще звучит дико: я никогда не считал себя знаменитым, хоть и наша дружная семья, имя которой Камерный театр, редко была обделена вниманием. А Лусине просто нашла свое место в этом большом доме, чему я несказанно рад. Правда, когда она забивает репертуарную сетку спектаклями, на мой взгляд, не совсем камерными, я, бывает, не серьезно так, но ревную. При этом в глубине души приятно, что она дает мне повод поревновать...
Жизнь-то продолжается!

С журналистом. писателем, в прошлом - актером Камерного театра, 
Рубеном Пашиняном
С журналистом. писателем, в прошлом - актером Камерного театра, Рубеном Пашиняном