Найти в Дзене

Влияние пожаров на биоразнообразие в Средиземноморье

Пожар играет важную роль в структурировании многих сообществ по всему миру. В Средиземноморском бассейне (MB) имеются свидетельства того, что пожары были частыми в конце четвертичного периода , а также, вероятно, были частыми гораздо раньше, поскольку многие виды приобрели адаптивные механизмы для сохранения и регенерации после периодических пожаров.

Даже на уровне общин филогенетическое биоразнообразие растений МB было определено в зависимости от режима пожаров, то есть биоразнообразие МB было структурировано в соответствии с различными режимами пожаров. Таким образом, очевидно, что в МB пожары естественны, происходят они тысячелетиями, и растения способны справляться с ними.

https://pixabay.com/ru/photos/лесной-пожар-пожар-дым-сохранение-432870/
https://pixabay.com/ru/photos/лесной-пожар-пожар-дым-сохранение-432870/

В этом контексте пожары являются не экологической катастрофой, а скорее как часть природного процесса. Однако некоторые исследования показывают, что нынешние режимы пожаров могут вызывать катастрофы в смысле резких изменений в обществе или значительные потери почвы . Кроме того, в большинстве густонаселенных стран Средиземноморья, особенно в прибрежных районах, лесные пожары сопряжены с высоким риском причинения прямого ущерба людям и сооружениям.

Крупные лесные пожары являются относительно новыми в новейшей истории Средиземноморского бассейна, поэтому люди рассматривают их как катастрофические события. В МB развивались многие культуры (например, месопотамская, египетская, финикийская, еврейская, греческая, арабская и римская, финикийская, еврейская), сопровождавшиеся многими политическими конфликтами (войнами, изменениями в землевладении, миграциями), которые вызвали многочисленные социально-экономические изменения и изменения в землепользовании.

Тысячелетняя напряженность, вызванная сжиганием, вырубкой и выпасом не земельных земель, расчисткой (включая выкорчевывание), террасированием и возделыванием пахотных земель, привела к созданию огромного количества сильно измененных человеком ландшафтов. Большая часть средиземноморских ландшафтов включает в себя террасные склоны, построенные для сельскохозяйственных целей давным-давно.

Человеческие саванны и луга с тысячелетним выпасом скота также очень важны. Повсеместно встречаются сосновые насаждения. Результатом всего этого является то, что нынешние средиземноморские ландшафты очень далеки от дикой природы. В последние десятилетия, особенно на северной (европейской) окраине Средиземноморья, индустриализация и отток сельского населения привели к тому, что многие поля были заброшены, увеличив покров и непрерывность ранней преемственности видов (многие из которых очень горючие), и изменив ландшафт и режим пожаров .

Этот отказ от сельскохозяйственных угодий подразумевает накопление больших и сплошных слоев топлива, которые подвержены выгоранию, в то время как естественные пастбища отсутствуют. Кроме того, многие из этих старых полей за последние десятилетия были покрыты обширными сосновыми насаждениями. Изменение характера землепользования является основной причиной увеличения числа лесных пожаров и площади, сожженной в последние десятилетия , хотя нельзя отрицать влияние климатических изменений, чем более сухое лето, тем больше площадь, сожженная в этом году.

Кроме того, население полугородов также растет в сельских районах, зачастую на старых месторождениях, что повышает риск возгорания. Вследствие этого и количество возгораний, и площадь пожара увеличились экспоненциально с 60-х до 80-х годов. Кроме того, начинает наблюдаться еще одна тенденция в изменении режима пожаров: увеличение числа крокообразных пожаров в районах, которые традиционно не подвергались такому виду пожаров, например в некоторых горных (субсредиземноморских) районах.

Изменения растительного покрова

Широколиственные вечнозеленые кустарники с преобладанием вегетативных видов очень распространены в Средиземноморском бассейне. Одной из наиболее типичных является гаррига, в которой доминирует кустарник Quercus coccifera (дуб кермеса).

Кустарники Q. coccifera на юге Франции горели с разной частотой (каждые 6, 3 и 2 года) и в разное время года в течение 19 лет, хотя пожары были в начале и конце пожарного сезона, а не в пиковый пожарный сезон. Во всех случаях К. Кочифера активно размножалась, не имея явных симптомов деградации. Кроме того, не обнаружили никаких различий в ретрофировании этого вида при сравнении весенних и летних пожаров в Греции, в более сухих и южных районах.

Однако наиболее часто сжигаемые участки с наименьшими промежутками времени характеризуются наибольшим видовым богатством. Кроме того, в этих сообществах не прослеживается четкой тенденции к снижению плодородия почвы с частотой пожаров , хотя некоторые специалисты обнаружили снижение содержания и концентрации лиственных питательных веществ в Q. coccifera, подверженных более частым пожарам.

Имеются также некоторые примеры увеличения числа пересадки некоторых видов с частотой возникновения пожаров. Это относится, например, к колючей траве Ampelodesmos mauritanica - сильному репроутеру, который накапливает большое количество мелкозернистого и мертвого топлива. Семена лопаются после пожара, что позволяет увеличить размер популяции. Аналогичные процессы наблюдаются и в других многолетних травах.

На Пиренейском полуострове можжевельник оксицидный является очень хорошим перенаправителем в популяциях восточного побережья, но не может перенаправиться после пожара в центральных популяциях .

Простая дихотомия между респираторами и не респираторами была очень полезной концепцией в исследованиях пожаров, но она может скрывать некоторые нюансы для понимания деталей процессов пожарной экологии. Кустарники, на которых доминируют нетронутые виды
Огнеопасные сообщества могут преобладать над кустарниками, которые не пересаживаются после пожара.

В этих случаях большинство населения выживает после пожара, имея банк семян, который сохраняется после пожара (например, семена с твердым покрытием), что позволяет осуществлять вербовку после пожара. Следовательно, большинство не респираторов, растущих в подверженных пожарам экосистемах, являются видами сеялок (также называемыми вербовщиками после пожара).

Фактически, прорастание многих из этих видов стимулируется жарой огня (например, разрушение бездействия семян) или, в некоторых случаях, другими продуктами пожара, такими как дым или обугленная древесина, что часто приводит к увеличению численности растений после пожара. Эти виды также являются легковоспламеняющимися и более засухоустойчивыми, чем виды, переносящие изменения климата. Они появляются не только после пожара, но и колонизируют старые поля и сильно деградировавшие экосистемы. В целом, эти сообщества восстанавливаются уже после пожаров, хотя сообщалось об изменениях в преобладании видов.

Поскольку их восстановление зависит от семенного фонда и набора новых особей, эти сообщества более чувствительны к погодным условиям после пожара и возрасту сообщества (который определяет размер семенного фонда каждого вида). В этих сообществах, а также в связи с тем, что не активные растения погибают после пожара, восстановление корневой системы происходит гораздо медленнее, чем в случае пересадки сообществ (где корневые системы практически не подвержены воздействию огня).

https://pixabay.com/ru/photos/пожарных-обучение-жить-пожар-870888/
https://pixabay.com/ru/photos/пожарных-обучение-жить-пожар-870888/

Существует множество случаев, когда пожары могут привести к значительным изменениям в гидрологической и эрозионной динамике, как путем изменения физических, химических и микробных процессов в почве, так и путем сокращения или ликвидации надземной биомассы. Огонь способствует изменениям органического вещества почвы, структуры, гидрофобности, инфильтрационной способности и других характеристик, связанных с эродированностью почвы.

Сокращение растительного покрова снижает перехват, непроницаемость почвы и поверхностные препятствия, что способствует эрозии сухопутного стока. Потери почв после пожара, наблюдаемые на ПО, весьма различны в зависимости от растительности и типа почвы, погодных условий после пожара и интенсивности пожара.