У каждого журналиста иногда случаются ляпы. Ошибки, которые могут лечь пятном позора на репутацию… или остаться незамеченными.
Эта история произошла в 2012 году, когда я работала журналистом в «АиФ-Новосибирск». Однажды редактор поручила написать мне статью о возвращении домой знаменитой алтайской принцессы.
Алтайская принцесса - это мумия молодой женщины, обнаруженная археологами на плоскогорье Укок (республика Алтай) в 1993 году. Тело 25-летней девушки пролежало во льдах почти две с половиной тысячи лет.
Я взялась за статью с большим удовольствием: тема интересная и резонансная.
Еще в 1993 году эвакуация принцессы в Новосибирск для проведения исследований вызвала негодование у местных жителей: красавицу считают прародительницей алтайцев и защитницей от зла из «нижних миров».
История мумии окружена легендами: алтайские шаманы уверяют, что знаменитое Чуйское землятресение 2003 года, отголоски которого докатились даже до Новосибирска, - месть духов за похищение принцессы. Ведь его эпицентр находился в Кош-Агачском районе, месте расположения плато Укок.
Наконец, в 2012 году красавицу начали готовить к отправке на родину: не на место захоронения, а в Национальный музей Республики Алтай в Горно-Алтайске.
Я взяла интервью у директора музея: он рассказал, что для уникальной гостьи подготовлена специальная камера, обеспечивающая сохранность экспоната («не хуже, чем в Мавзолее» - подчеркнул эксперт).
И вот, наконец, статья готова. Осталось придумать лишь заголовок. «Тридцать лет вдали от дома» - а что? Нормально!
Материал улетает на местную и столичную редактуру, верстку вычитывают корректоры. Через пару дней я уже любуюсь своим детищем в свеженьком номере и на сайте.
Статья имела большой успех и даже заняла первое место среди всех региональных материалов недели по России (говорю же - тема резонансная!). Сижу, читаю комментарии от читателей - и вдруг:
«Почему тридцать лет-то?? Увезли принцессу в 1993 году, а вернулась она накануне 2013… Двадцать получается…»
Эй, ты куда поползла? - кричит мне коллега. А я, действительно, аккуратно съезжаю под стол, бормоча как помешанная «двадцать лет… двадцать лет…».
К редактору я не пошла. Стыдно было позориться: тем более, газета уже разошлась многотысячным тиражом. Конечно, в интернет-варианте можно было бы исправить, но.. Никто же не заметил: ни редакторы, ни корректоры. Видать, такие же «математики» как я!
Но вот уже семь лет (если я правильно подсчитала) я живу с этим ляпом на совести. Надеюсь, принцесса на меня не в обиде: я же не со зла...