Введение.
Есть некоторые знания о том, какие типы клиентов получают наибольшую выгоду от работы со сновидениями.
Во-первых, клиенты с положительным отношением, похоже, имеют положительные результаты.
Вместе с выводом о том, что люди, вызвавшиеся на сессии рассказывать о снах, имели более позитивное отношение к сновидениям, чем те, кто не был добровольцем, оценка сна может быть важной предпосылкой для работы со сном.
Вторая важная переменная - это характер сновидения, в котором клиенты, получившие наибольшую выгоду от работы над ними, представили сны, казавшиеся им сильными или могущественными.
В-третьих, самоэффективность работы со сновидениями кажется важной, поскольку клиенты должны были чувствовать, что работа со снами поможет им достичь своих целей.
Кроме того, клиенты, которые извлекли наибольшую пользу из сеансов сна, имели плохое первоначальное функционирование по проблеме, отраженной во сне, плохое первоначальное понимание сна и плохие первоначальные идеи действий, связанные со сном.
Таким образом, клиенты, которые получили больше пользы в плане своего функционирования, связанного с конкретным сном, получили больше всего от занятий.
Валентность сновидения дает менее последовательные результаты.
Зак и Хилл (1998) нашли лучшие результаты в сеансах, когда сны были умеренно неприятными или чрезвычайно приятными, и худшие результаты, когда сны были умеренно приятными или чрезвычайно неприятными.
Хилл и его коллеги, напротив, пришли к выводу, что результаты занятий лучше всего достигаются, когда сны сбываются.
В работе Хилла (2003) не было выявлено никакой связи между валентностью сновидений и итогом сессии.
Возможно, как предлагали Хилл и др. (2007), сны следует разделить на несколько типов:
- позитивные межличностные;
- негативные межличностные;
- межличностные отношения;
- межличностные кошмары;
- неличностные сны;
- все остальные;
Но не группируются по валентности.
Более того, Хилл нашел более позитивный процесс и результат для клиентов с позитивными, свободными и неличными сновидениями, чем для клиентов с негативными и кошмарными снами.
Существует минимум доказательств важности других характеристик клиента например:
- пол;
- раса;
- этническая принадлежность;
- психологическое состояние.
К ним относятся и другие характеристики, связанные со сном например:
- новизна;
- яркость;
- возбуждение;
- искажение.
Если определять данные характеристики с точки зрения результатов сеансов сна.
В сочетании с результатами, представленными в статьях о демографии сновидений, о которых будет написано позднее, в терапии естественного происхождения, эти результаты показывают, что лучше всего работать во сне с клиентами, которые имеют положительное отношение к сновидениям, высокую самоэффективность или уверенность в своей способности работать со своими сновидениями, у которых есть загадочные сны, которые отражают основные проблемы, у которых мало понимания и практических идей, связанных со сновидением, и которые готовы обсудить их.
Эмпирические исследования в области репетиционной визуальной терапии (IRT-РВТ).
Барри Краков и его коллеги провели ряд исследований, продемонстрировавших эффективность РВТ в снижении частоты/интенсивности кошмаров и повышении качества сна у жертв сексуального насилия, девочек-подростков в интернате, жертв преступлений и пациентов с нарушениями.
Эти исследования показали не только положительные результаты, но и сохранение изменений в течение, приблизительно, 3-х месяцев.
Интересно, что эти же исследования также показали, что симптомы тревоги, депрессии и посттравматического стрессового расстройства уменьшились после успешного лечения кошмаров.
Кроме того, Жермен и др. продемонстрировали, что новые сновидения, созданные клиентами, содержали меньше негативных элементов, больше позитивных элементов и мастерства, чем кошмары.
Краков и Задра (2006) отметили, что около 70% клиентов сообщили о клинически значимых улучшениях в частоте кошмаров, при этом процент увеличивается до 90%, когда клиенты регулярно используют эти методы в течение 2-4 недель.
Краков отметил, что результаты лучше всего подходят для тех клиентов, у которых нет серьезных психических расстройств.
Например, треть жертв сексуального насилия бросила РВТ до начала лечения или на очень раннем этапе лечения, что говорит о том, что РВТ не вызвала у них положительного резонанса.
Однако никакой работы по демонтажу этого подхода и определению относительной эффективности его различных компонентов, например, изучение кошмаров как научившегося поведения, пока не проводилось.
Заключение по эмпирическим исследованиям.
В сравнении с четырехступенчатым групповым методом и групповым методом Ульмана, было обнаружено, что терапевты и клиенты были более вовлечены и испытывали меньше напряжения или потери контроля в первом, чем во втором методе.
Кроме того, три исследования показали эффективность систематической десенсибилизации в снижении частоты и интенсивности кошмаров, хотя можно задаться вопросом, действительно ли систематическая десенсибилизация является работой со сновидениями.
Продолжение следует...
Благодарю за проявленный интерес и уделенное внимание!
Оставляю ссылку на предыдущую статью: https://zen.yandex.ru/media/id/5d98af7c2f1e4400add24de5/snovideniia-i-realnost-5dd5b4babbabdf0a2baece99