Найти в Дзене
#ЗАМЕТАЛЕНО

Почему Metallica?

Споры об этой теме не утихнут никогда в мире как трэш-метала, так и рока в целом. Почему Metallica - самая знаменитая и коммерчески успешная метал-группа всех времен и народов? Почему до их уровня не дотянули Slayer, Megadeth и Anthrax? В чем же все-таки дело? Об этом - в статье (субъективное мнение)

Крутейшие  музыканты жанра (слева направо) - Керри Кинг, Дэйв Мастейн, Скотт Иэн и Джеймс Хэтфилд
Крутейшие музыканты жанра (слева направо) - Керри Кинг, Дэйв Мастейн, Скотт Иэн и Джеймс Хэтфилд

Когда только начал зарождаться трэш-метал, две новоиспеченные группы стояли у руля жанра - Metallica в Сан-Франциско и Slayer в Лос-Анджелесе. По необъяснимым причинам фэнам не понравилось творчество Metallica. Вдобавок, в Сан-Франциско их ждал Клифф Бертон - великолепный музыкант, согласившийся присоединиться к группе только если она переедет в его город. Поэтому музыканты, не долго думая, в 1983 отправляются в Калифорнию, где их ждет теплый прием и благосклонность местных фанатов. Конечно, группы из Сан-Франциско уже сформировали вокруг себя армии безумных фэнов, и тягаться с ними было очень непросто. Самой агрессивной и злой была, пожалуй, группа Exodus, в которой играл будущий соло-гитарист Metallica Кирк Хэммет. Однако Metallica быстро влилась в поток и показала, что играет метал не хуже, чем остальные. Фанаты очень скоро это поняли и стали относиться к группе с еще большим уважением. Дела у Metallica стали налаживаться. Клифф Бертон привносил в звучание песен мелодичность, да и его манера и техника игры были лучшими на тогдашней метал-сцене. Джеймс Хэтфилд, пускай и боялся расслабиться во время концертов по-настоящему, остался на ритм-гитаре, хотя и подумывал о том, чтобы ее бросить. С помощью трейдеров музыка Metallica добралась до самых отдаленных уголков материка. Но Slayer тоже не спали и успешно набирали обороты в Лос-Анджелесе. Metallica нужен был альбом - безбашенный, агрессивный и скоростной, как сама их жизнь. И такой шанс скоро появился - из Нью-Йорка им позвонил Джон Зазула...

Да, вот такими они и были...
Да, вот такими они и были...

Творчество группы добралось до Нью-Йорка. И Джон Зазула - трейдер, содержатель музыкального магазина - просто не мог не обратить на молодую группу внимания. Он позвонил Ларсу и попросил его приехать для совместных концертов с группами Venom и Rods. Обрадованный Ульрих долго не раздумывал, и Metallica, побросав свои скромные пожитки в кузов арендованного грузовика, отправились из Калифорнии в Нью-Йорк. Всю дорогу их доводил Дэйв Мастейн, который постоянно напивался до беспамятства и ставил группу в опасное положение. Поэтому, как только группа добралась до пункта назначения, Ларс сразу поделился с Джонни проблемами, связанными с Мастейном. Группа решила с ним распрощаться, но прежде отыграть намеченные концерты с Venom и Rods. Но 10 апреля случилось неизбежное - Джеймс Хэтфилд Ларс Ульрих и Клифф Бертон подошли к коллеге и сообщили, что он больше с ними играть не будет. Тот был настолько ошарашен, что только и мог спросить - когда ему уезжать. Так разошлись пути Дэйва и Metallica. Но озлобленный Мастейн вовсе не собирался сдаваться и основал группу, по мощи сопоставимую с Metallica - Megadeth.

Девиз Дэйва (с гранатой в зубах) был таков: "Я вернулся, гады!"
Девиз Дэйва (с гранатой в зубах) был таков: "Я вернулся, гады!"

Metallica, не долго думая, взяла Кирка Хэммета - тот раньше играл с Exodus. Но коллектив начал раздражать его, поэтому он с радостью принял предложение. Концерты прошли превосходно - в пьяном угаре и с безбашенной музыкой. Metallica набирала мощь и сдаваться не собиралась. А вскоре вышел и дебютный альбом - новаторский Kill em All. Этот альбом был примером не только агрессивных и скоростных молотилок, но сложных композиций (The Four Horsemen) и одной из главных тем Хэтфилда - войны (No Remorse).

В лучших традициях метала - кровь и кувалда!
В лучших традициях метала - кровь и кувалда!

В общем, место в истории Metallica себе обеспечила. Но соперники темп не сбавляли - в том же году вышла и пластинка Slayer - Show No Mercy. Жуткие сатанистские темы, быстрые темпы, барабанные биты на огромной скорости - эти парни явно хотели доказать, что с ними шутки плохи. Пластинка до сих пор остается одной из лучших в их дискографии, а песни с нее играются группой на концертах регулярно.

Metallica понимала, что если они будут постоянно топтаться на одном месте, то ничего хорошего у них не выйдет. Им нужны были эксперименты. Поэтому, когда уже в следующем году вышел второй альбом Ride The Lightning, публика сразу поняла - группа взрослеет и становится мудрее. Действительно, темп в песнях они заметно сбавили. И, что саме невероятное, в песнях звучит акустическая гитара - феноменальное событие. Фэны поначалу были недовольны, но с другой стороны - что бы мы делали, не будь у нас трогательной и нежной баллады Fade To Black или "качевого" трека For Whom The Bell Tolls? Безусловно, Metallica стала интересоваться гораздо более значимыми вещами, обратилась к истории, литературе, мифологии социальным проблемам. Creeping Death и The Call Of Ktulu - эпика в каждой ноте, а Escape, Ride The Lightning, Fight Fire With Fire - акт протеста в чистом виде. За свободу и равноправие, так сказать. И, конечно, музыка на альбоме достойна всякой похвалы. Риффы Хэтфилда более сложны, композиционное построение гораздо сложнее, соло Кирка - это маленькие произведения искусства, играющие большую роль в звучании, Ульрих улучшил технику игры на ударных в разы, а бас Клиффа - признак его музыкальных талантов и знаний теории. Metallica смогла выйти за черту жанра, который сама и создала.

Темы текстов поменялись, а шутехи никуда не делись)
Темы текстов поменялись, а шутехи никуда не делись)

После выхода пластинки Metallica стала интересовать серьезные звукозаписывающие компании. Группа подписала контракт с Electra на создание альбома, который был пока только в планах на будущее. Потянулась вереница концертов. Metallica собирала все большую и большую аудиторию. Ведь песни их стали вмещать в себя гораздо больше жанров, а меланхоличная Fade To Black неожиданно привлекла женскую половину населения. Музыкантов приглашали в другие страны, фанаты интересовались ими даже на других континентах. Но настоящий фурор произвела их следующая запись - лучший (по моему мнению) альбом в жанре трэш-метал. БЕСПОДОБНЫЙ MASTER OF PUPPETS!!!

Пугающе - обложка уже заставляет задуматься...
Пугающе - обложка уже заставляет задуматься...

Этот альбом был и остается лучшим в своем жанре. Конечно же есть еще Reign In Blood группы Slayer, завораживающий своей безумной скоростью, которая кажется совершенно невозможной. Но эти их примитивнейшие тексты о сатане, крови, пекле и тому подобном... Не знаю, мне, когда я прослушал три песни, уже это надоело. Metallica превосходит на голову своих конкурентов, добивая публику своими, можно так сказать, светскими темами. В их текстах присутствует ад. Но это - ад реальной жизни. Хэтфилд ведет повествование от лица душевнобольных (Welcome Home (Sanitarium) и Battery), измученного, запуганного бездушными генералами солдата (Disposable Heroes) и, что, пожалуй, самое невероятное - от лица наркотика (заглавный трек). Песня Leper Messiah - о телевизионных проповедниках. Damage Inc - о людях, не знающих ничего, корме насилия. Metallica словно показывает самую темную изнанку общества, выворачивает его наизнанку. С большим опытом рос и талант к созданию инструментальных композиций. Orion стал настоящим шедевром, и хотя я считаю To Live Is To Die (инструментал с альбома ...And Justice For All 1988) более сложным и интересным по структуре, все равно она не может сравниться с мощью трека MOP, которая прошибает до холодного пота. Бертон на высоте. Как и всегда. Звука Metallica добилась идеального - именно такого, какого всегда и хотела. Здесь нет гонора, как на дебютнике, и нет скрежета, как на Ride... Все четко, слаженно и чисто. Master Of Puppets гениален, пускай и нет в нем столько традиционной скорости, как на третьем альбоме Slayer. Но мне кажется, что главное - это качественная музыка, которая откладывается в памяти. От Slayer в моей памяти ничего не осталось. Примерно в тот же период сформировалось понятие Большая Четверка трэш-метала. Туда входили Metallica, Slayer, Megadeth и Anthrax. И конечно - попали они туда благодаря своим прекрасным альбомам. Продолжалась борьба за первое место.

Anthrax - серьезные. Или не очень...
Anthrax - серьезные. Или не очень...

Главные соперники - Slayer великие и ужасные.
Главные соперники - Slayer великие и ужасные.

Но потом для Metallica наступили неоднозначные времена - трагичная смерть Клиффа, приход Джейсона Ньюстеда, альбом ...And Justice For All, который до сих пор вызывает волну критики. Потом еще гигантский тур в его поддержку, названный Damage Justice, который прошел для группы как в тумане (спасибо алкоголю и наркотикам). А в 1990 году к Metallica вернулось желание экспериментировать. Они хотели песен более легких, не лишая их при это мощи. По-этому, взяв в качестве продюсера Боба Рока, они на полтора года пропадают из поля зрения, записывая свой самый коммерчески успешный альбом. Именно с этого альбома все начинают свое знакомство с творчеством Metallica. Этот альбом возносят до небес. Его либо обожают, либо ненавидят. И название у этого шедевра тоже очень оригинальное - Metallica. Но в народе больше прижилось название "Черный Альбом".

Такого количество хитов вы не услышите больше нигде.
Такого количество хитов вы не услышите больше нигде.

Эта пластинка изменила для группы все. Они стали монстрами с огромной свитой помощников, с неограниченными возможностями и целыми армиями фанатов. Их приглашали в самые отдаленные уголки планеты. Не осталось в мире человека, не слышавшего о Metallica. Этот альбом - самый экспериментальный из всех, что они раньше создавали. На этой пластинке они окончательно отошли от жанра трэш-метал - стиля, который сам и создали, которого придерживались в течение 10 лет. Надо сказать, что эпоха трэша в 90-ых стала потихоньку отступать. А приход гранжа во главе с Куртом Кобейном считай что стер его со страниц музыкальных страниц (благо, что ненадолго). Верными этому жанру остались все те же Slayer. Metallica заменила трэш на хард-рок и хеви-метал. Если говорить о простоте, то такой трек, как Enter Sandman, вообще построен на одном единственном риффе. И ничего не потерял из-за этого. Holier Than Thou - одна из самых быстрых на альбоме, словно напоминает о старых временах. А по мощи превосходит большинство треков с Kill em All. Sad But True вообще, по моему мнению, самая тяжелая из всех песен группы. Как сказал Клифф Бернштейн: "Это музыка, под которую надо вырывать зубы". Но присутствовали на альбоме и мягкие, невесомые баллады - The Unforgiven и Nothing Else Matters. Metallica настолько расширила звучание, что даже вплотную приблизилась к оркестровой аранжировке.

Что ж - все получилось.
Что ж - все получилось.

Из всей Большой Четверки Metallica меньше всех остальных боялась экспериментов. Megadeth пришли к тому-же месту, но гораздо позже. Slayer все топтались со своим трэш-металом и не рвались вперед - в каждой песне одно и то же. Anthrax совсем запутались со своими вечными сменами состава музыкантов. Почему же Metallica была впереди? Потому что создавала новое - не зацикливаясь на одном, они играли в новых жанрах, все больше расширяя свою аудиторию. Металхэды всегда будут слушать метал, рокеры - рок. Но когда в творчестве присутствует и то и другое - ты растешь в глазах обоих групп фанатов. И, конечно, без таланта Хэтфилда и других ничего бы не вышло. Джеймс поначалу боялся выступать на вокале, хотел, чтоб на его место взяли более перспективного певца. Даже не хочу представлять, какого бы вокалиста мы тогда потеряли. Джеймс Хэтфилд - величайший вокалист на всей метал-сцене. У кого еще есть такой мужественно-рычащий голос как у него? Все либо визжат, либо хрипят, либо вообще издают какие-то невразумительные звуки.

Открытие новых жанров, эксперименты, талант всех музыкантов - вот что привело Metallica к из статусу: Величайшей метал-группе на планете!

Как всегда - все доводы "за" и "против" в комментах)

Посмотрите на нас!
Посмотрите на нас!
Лучший дуэт.
Лучший дуэт.