«В доме пусто, в доме черти.
Вы поверьте мне, поверьте.
Ты не ангел, ты в дурмане,
Ты нуждаешься в марихуане»
А.Ракитин 90-е
« Мы называемся не Магистраль»
Алексей Ракитин 21.10.1999 МЦ «Полёт»
Именно с этих слов Алексей начал один из своих концертов. Дату я помню потому что делал афиши для того выступления. Была промозглая осень, мы с Пашей Куртом сидели в беседке детского садика и вырезали буквы из журналов. Ветер то и дело вырывал из моих рук обрезки, я злился, а Паша сосредоточено курил. Спустя полчаса нам это надоело, и мы пошли в гости к Мартинесу.
Дэн сразу забраковал наш вариант афиши. Порывшись в шкафу, он достал два листа бумаги, один чёрный, другой белый, трафарет и ножницы. Дальше он включил недавно купленный диск «NIИ» и взялся за дело.
В итоге оба варианта афиш мы расклеивали по городу. Один белый с кривыми чёрными буквами слепленный из журнальных обрезков, второй черный с аккуратными белыми скупыми буквами. Самые обычные листы формата «А 4», размноженные самыми обычными людьми.
К концу 90-х Магистраль в Орле была, наверное, самой значимой группой. Во всяком случае, для меня так точно. К нам не приезжал Егор Летов или Мэрилин Мэнсон. На сцены в загибающихся ДК не выходили The Smashing Pumpkins или Rage Against the Machine. У нас был свой маленький уютный провинциальный музыкальный мир со своими героями.
В то время для того что бы стать героем требовалось как минимум обладать гитарой. Желательно раз в два месяца выходить с ней на сцену и петь. Речь, конечно же, идет не про акустические концерты. Акустические концерты можно было и так затевать у себя дома каждый день. Так тогда рождались песни, которые спустя много лет будут петь на фестивале «Нашествие». Первыми слушателями этих песен, как правило, были цветы на подоконнике и плакаты на стене.
Настоящий концерт в то время предполагал наличие ведра портвейна звука измеряемого в ваттах. А еще было желательно, что бы организаторы не мешали публике прыгать около сцены. Кроме летней сцены в парке, которую одинаково не любили музыканты, и слушатели таких мест было немного. Но они были, и именно там-то происходило некое действо.
Хотя действо могло происходить и на летней сцене. Летом 99 года я точно помню, как Алексей Ракитин играл на летней сцене за ударной установкой и одновременно пел. Это чертовски неудобно делать. Вокалист всё-таки должен стоять у края сцены на мой взгляд. Ситуацию оценили мы с Мартинесом и Гариком Хохлом. Нарвав цветов с клумбы, мы швырялись ими в Ракитина. Он улыбался, но пел.
Был еще какой-то странный концерт в конце 98 года. Лешка тогда разделся, чуть ли не догола и катал по сцене огромный пластиковый стол. Возможно, это была и весна 99 года. За столько лет воспоминания стерлись и истрепались.
Хотя некоторые вещи я помню отчетливо. К примеру, как весной двухтысячного года в деревне Кунач мы требовали поставить аудиокассету с песней «Закрыть!». Вы бывали на деревенских дискотеках? Крутить Ракитина того периода в деревенском клубе куда местные ребята приезжают на велосипедах в резиновых калошах еще то развлечение.
На том концерте, куда мы делали афиши, был забавный момент. За полчаса до начала выступления Химик, Мартинес, Антошин и я решили выпить портвейна. Купив несколько бутылок, мы устроились за Институтом культуры. В паре метров от нас серьезные взрослые мужики пили водку и закусывали её арбузом. Пообщавшись с молодежью, мужики подарили нам арбуз. Кстати работали мужики в милиции. Арбуз потом ели все кому не лень прямо на сцене во время выступления группы Раствор 646. Ракитин тоже выходил получить свою долю туда же.
Время концертов в полумертвых ДК закончилось как-то незаметно. Появились клубы, сборные солянки групп остались в прошлом и вообще всё изменилось. На перемены не обращаешь внимания, пока вдруг однажды тебе не присылают повестку в армию.
Осенью 2007 года с Лёшкой мы столкнулись случайно на трамвайной остановке. Пара слов и каждый побежал дальше по своим делам. Через пару дней я отправился топтать сапоги. А вернувшись через год, внезапно обнаружил себя с початой бутылкой водки слушающим на реверсе альбом «За миллиард лет до конца света». И дописанную к нему бонусом песню «Дождь». Мой друг Лёша Волков всегда умел угадать настроение и подсунуть правильной музыки под это дело.
Вот этот дождь-то, наверное, многие и слышали по радио. Это хорошая песня. Я не побоюсь даже сказать, что великая. Для меня она такая же, как и песня «Весна» у Дельфина, как «Lithium» у Nirvana , как «Осень» у ДДТ. Но надо прямо сказать, этой песней не исчерпывается творчество группы PLASTIKA и Ракитина. Творчество оно всегда ширше и многограннее чем одна песня.
С Алексеем мы не виделись почти семь лет, хотя несколько раз созванивались. Чаще переписывались по интернету. На концерты я давно уже не хожу. Да и нет для меня этих самых концертов. Для меня всё осталось где-то там, далеко. В том времени, когда в моей провинции не пахло интернетом, а воняло портвейном.
Время расставило всё по своим местам. Портвейн я давно уже не пью, а предпочитаю сидеть в интернете. Алексей же по-прежнему пишет песни. Я сильно сомневаюсь, что кому-то интересно читать, о чем мы там говорили на этой встрече выпускников пента. Тем более я не журналист и приезжал в Орел не интервью брать. Да, были разговоры о политике, о, ужас! о Киеве, куда Леша подумывает иногда переехать жить и о свободе.
Кстати забавный момент, что в 90-х пятнадцатилетний сопляк в моем лице мог придти к директору ДК и спокойно договориться о проведении концерта. Леша же в 90-х спокойно мог спеть со сцены песню про марихуану. Всё меняется, в том числе и виды свобод.
Интересно следующая встреча состоится снова через 7 лет?
Вместо эпилога советую вбить в поисковике контакта следующие композиции. Все они были использованы, что бы прожить отрезок жизни в период с 1998 по 2014 год.
«Магистраль Авиация»
«Битлджус закрыть!»
«PLASTIKA Q33NY»
«PLASTIKA Джим Мориссон»
«PLASTIKA Человеком»
«PLASTIKA ржа у секир»
А эти я бы окрестил как невыносимо трогательные, но не менее любимые.
«Антивуаль дождь»
«BANEV! Призрак одиноких субмарин»
Вот сообщество PLASTIKA посвященное группе. Хотя по ссылкам в наше время всем лень ходить. Да и музыку редко кто-то слушает детально. Вот кому придет в голову искать автора песни «Лава» у Ёлки? А ведь он есть.