Найти тему
Good Old Nerpach

Warhammer 40,000 — это про нас? Или нет? Как происходит считывание эпох через одежду

Исторические и мифологические сюжеты в современном антураже: от канона до эпатажа.

Представление об истории и исторической динамике появилось в европейской культуре довольно давно, но на протяжении веков разница между современниками и персонажами из древности осмыслялась мало. На книжных миниатюрах, росписях, рельефах герои прошлого и персонажи библейских и легендарных сюжетов изображались в знакомой одежде и на фоне привычного быта.

Греческие мотивы Ультрамаринов
Греческие мотивы Ультрамаринов

Часто действие сюжета приспосабливали к местным реалиям, например, пересказывали жития святых с деталями местной повседневной жизни, как в Норвегии и Исландии. Люди не отделяли себя от сюжетов искусства и зачастую воспринимали их как непосредственную реальность (особенно религиозные эпизоды).

Элементы исторического костюма или архитектуры могли появляться как небольшие детали (например, шлемы античного вида у персонажей "Илиады"), но скорее намекали на конкретный сюжетный цикл, а не воссоздавали атмосферу эпохи. Хороший пример - артуровский цикл, где образы рыцарей, быт Камелота и поведение героев очень сильно изменилось от "варварских" героических сказаний ранней валлийской версии до куртуазных провансальских переложений, где романская Европа Высокого Средневековья фактически вытесняет древнюю Британию.

Интерес к прошлому как особому времени со своей стилистикой (причем пока ещё в силу идеализации) появился в период Ренессанса на волне нового открытия античности. При том, что и в предыдущие века сохранялась память об античной культуре, именно с Ренессанса античность стала фактически основным метатекстом культуры вплоть до эпохи романтизма и даже дольше.

Французский костюм Медеи 1769 года:
Французский костюм Медеи 1769 года:

Стилистика древнегреческих и римских скульптуры и живописи проникают и в визуальную эстетику, заодно "архаизируя" и библейскую иконографию. Однако старая традиция представлять персонажей в виде современников тоже не ушла, и очень часто на одной картине мы видим главных героев в стилизованной античной одежде, а в это же время второстепенные персонажи одеты в современную одежду, и действие происходит в современном дворце или парке.

В театре современные костюмы сохранялись дольше всего, в том числе и из-за соображений приличия. Если мы посмотрим на сохранившиеся эскизы театральных костюмов Галантного века, то увидим просто пышно украшенные наряды той эпохи с отдельными атрибутами героев (например, солнце на панцире для Аполлона).

Романтизм принес интерес к национальным культурам и прошлому собственных стран. Появились эстетизированные вариации на тему галльских, славянских, германских костюмов, пока ещё очень условные. В театрах ставят первые пьесы в подобном антураже, и публику это сперва шокирует.

Со второй половины 19 века воссоздание антуража прошлого становится все тщательнее, развитие исторической науки и археологии стимулирует увлечение жизнью разных эпох. Постепенно современность уходит из исторической и мифологической живописи, и на картинах на античную тему больше не встретить джентльмена во фраке.

Средневековые (рыцарские, монашеские) мотивы у Тёмных Ангелов
Средневековые (рыцарские, монашеские) мотивы у Тёмных Ангелов

В 20 веке зритель окончательно отделяет себя от истории, и дотошные зрители и читатели активно выискивают ляпы вроде раннесредневекового платья в фильме про Ренессанс. Ко второй половине века история совершает круг, и изображение героев в современном виде становится эпатажным приемом. Критики старой школы даже сейчас иногда реагируют на Ромео и Джульетту в джинсах, как их коллеги из 19 века на хитоны и тоги на сцене. Даже при том, что к "современным" постановкам зритель уже заново привык, представить себе, например, церковные росписи со святыми в деловых костюмах и камуфляже большинству будет нелегко.

А как вы относитесь к старине в современных декорациях?

Источник: https://tgmsg.ru/grimbright