Данный пост был написан по запросу постоянных читателей. (Сергей, мое почтение) Хотела в комментариях ответить. Но поняла, что это слишком длинно будет. Поэтому решила отдельную тему создать. Раз интересно. Хотя я не слишком люблю темы, непосредственно касающиеся моей прежней работы. Но уж больно вопросов много. А я, так получилось, знаю ответ.
Украина постоянно судится с Газпромом. Жалуется во всех мировых инстанциях на несправедливость. Газпром для них поставил очень невыгодные для них условия. Формулу покупки газа в формате «плати или бери». И требует денег. Потому что и не взяли, и не заплатили.
С нашего, обывательского взгляда, Украина права. Мол, пришел я в магазин, подумал взять кусок мяса, а потом решил – ну на фиг. Не буду я это мясо брать. Я ведь клиент, я прав.
Но если присмотреться, то получается картинка то немного иная. Неприглядная. С тем же мясом. Ведь мясо не берется просто так. Мясо, говядина, это корова. Которую надо растить несколько лет. Кормить, поить, обхаживать. Тратить деньги на ее, коровью еду. Тратить деньги на пастухов. Строить коровники. И т.д. В общем, с коровой мы в состоянии понять, что не так, если мы отказываемся покупать кусок говядины, да? Но у мясников есть свои нормы и понимания. С одной стороны – это те самые маркетологи, которые просчитывают спрос. С другой стороны – у них всегда есть возможность отдать мясо другому. Не берешь кусок вырезки ты – значит можно его продать на мясокомбинат. И там из него сделают тушенку или колбасу. А требуху от коровы можно отдать производителям кормов для животных. И хоть много на этом не заработаешь, но расходы покроешь.
Есть еще один момент. Расходы по утилизации этого самого мяса уже заложены в его стоимость. Если мясо стухнет, пока его продают, то этот риск заложен в саму цену мяса. Грубо говоря, кусок говяжий вырезки сейчас, в Питере, стоит около 500 рублей. Если бы туда не был заложен риск на стухание мяса, этот же самый кусок стоил был рублей 300. Но все равно дороже свинины. Потому что свинью выращивать быстрее и проще. А расходы производителя на производство мяса достаточно значительны.
По сути, то же самое происходит и с рынком энергоресурсов. Они не берутся просто так из воздуха. Вы не приходите на рынок и не выбираете, у кого мясо, т.е. нефть, свежее. Потому что добывать нефть и газ – это не просто дорого. Это пипец, как дорого. И долго.
Для того, чтобы расконсервировать хотя бы одну скважину с нефтью, откуда вы будете добывать нужные ресурсы – вам понадобиться год. И очень много денег. И дальше – хуже. Потому что нефть не телепортируется к заказчику сама. Для этого нужны различные нефтепроводы и нефтевозы. И автомобили, и что хуже того – танкеры. Морские суда. Потому что чаще всего на большие расстояния любые товары стараются доставить по морю. Так сильно дешевле. Ну, еще дешевле по нефтепроводам, но по океанскому дну нефтепровод не проложишь. А для этого нужны танкеры. Чтобы построить один бензовоз автомобиль много сил и средств не требуется. Хотя тоже – это вам не Ладу Калину построить и даже не Ламборджини. А вот для танкера – хороший танкер строится несколько лет. И стоит, опять же, пипец, как дорого. Кроме этого, танкер – судно большое. И требует особенного оснащения порта для своей приемки. Кстати, одна и причин, по которым Газпром поставляет газ именно газопроводами, а не танкерами в том, что вся северная Европа находится вокруг Балтийского моря. Это самое Балтийское море – оно мелкое. И крупные большие океанские танкеры там не могут ходить. Только в некоторых местах. А в основном грузы в северную Европу доставляются океанскими лайнерами, перегружаются на небольшие фидерные суда и уже судами доставляются туда, куда нужно. Основные порты перегрузки – Роттердам, Андверпен, реже Гамбург. Еще реже – Гданьск. Там уже есть ограничения по размерам судов. Да и сам порт и мелковат в части водных доступов, и в части его надземной части. Это кстати, одна из причин, почему Европа плюет на Штаты с ее угрозами и требованиями купить американский газ и нефть. Ну не годится Балтика для океанских судов. А фидерные маленькие суда – очень дорого перевозить.
А дальше – дальше есть на данный момент только два способа продажи и покупки таких энергоресурсов, как газ и нефть. Это либо долгосрочный контракт с жесткими обязательствами для обоих сторон. Одна сторона добывает и поставляет, другая в обязательном порядке выкупает эти энергоресурсы. Тогда, под эти жесткие обязательства, компания – поставщик резервирует танкеры для доставки. Или же строит газо или нефтепровод. Обслуживает его. Планомерно консервирует и разконсервирует скважины. За свой счет. По долгосрочным контрактам обычно получается дешевле. И без предварительных вложений покупателя. Без большой предоплаты. Все эти работы по подготовке к добычи и доставке топлива компания поставщик часто делает за свой счет. Так как ей гарантирована в итоге прибыль.
Есть другой способ продажи и покупки нефте и газопродуктктов. Так торгуется очень малая его часть. Но все-таки торгуется. Компания – добытчик объявляет, что готова открыть очередную скважину и продать топливо любому желающему. Но, через год, скажем. За этот год компания расконсервирует скважину, зафрахтует танкеры и т.д. Этот вариант уже только танкерами. Никто на разовые поставки трубопроводы строить не будет. Такие лоты на биржах называются фьючерсами. Может, слышали. Вексель на обязательство поставить определенное количество топлива в определенное время.
Но так торгуют в большинстве своем нефтью. И то – маленьким количеством. Причина прежде всего в огромном дефиците танкеров. Большинство из них уже старенькие. Новые строят. Но мало. Греческие верфи, которые как раз специализировались на строительстве танкеров давно уничтожены. Китайцы и индусы строят не слишком хорошие суда. Франция по танкерам не специализируется почти. У России все верфи забиты заказами под завязку лет этак на десять вперед. Неоткуда взяться танкерам.
С газом – еще хуже. Потому что кроме танкеров и портов, для газа нужны еще заводы по сжижению на одном конце, и разжижению в другом. Каждый из которых строить лет этак пять и примерно на пару сотен лямов долларов каждый. Это мировой стандарт, а не русская привычка затягивать и воровать, чтобы вы знали. Как раз сейчас ходят слухи про то, что Россия сделала новые разработки, позволяющие строить эти заводы быстрее и дешевле. Но пока в массовость они не вошли.
Ну и танкеры для сжиженного газа нужны специализированные. Которых нет почти вообще. Еще одна причина, по которым Штаты с их желанием торговать газом в Европе идут лесом. Не на чем перевозить этот самый газ. Не в деньгах дело.
Итак, что же хочет Украина? Украина хочет иметь право покупать газ, как мясо в магазине. У Украины нет таких возможностей. Вроде как в Одессе строили завод по сжижению, но он стоит пустой. Достроили или нет – сие есть тайна великая. Сжиженный газ пока не для Украины. Да и нет у России столько заводов, чтобы сжижать газ. Проще пульнуть по газопроводу. Но газопровод надо обслуживать. Надо под объемы расконсервировать скважины, надо иметь хранилища газа и еще фигову тучу всего. В рамках контракта «бери или плати» Россия все это делала. А Украина вдруг передумала. И все расходы, которые вложил Газпром в подготовку поставки газа на Украину, вдруг оказались ее лично, газпромовской проблемой. Причем не просто подготовку. Газ добытый надо было же еще куда-то девать. Сумма убытков больше, чем количество недополученной прибыли от Украины. Сильно больше, чтобы вы понимали.
Так что хотеть то Украина может все, что захочет. Хотеть, а не иметь.