Существует такая научная дисциплина - религиоведение, она занимается изучением религии. Возникновение этой науки принято начинать с деятельности филолога и антрополога Макса Мюллера. О нем я расскажу в следующий раз.
В истории религиоведения было огромное количество гипотез о возникновении первых религий. Были ученые, которые считали, что первой религией был анимизм. Анимизм - это религиозное мировоззрение, которое строится на вере в одушевленность окружающих вещей, вера в духов и души. Пальму первенства анимизму отдавал антрополог Эдуард Тайлор.
Другой исследователь религии, Эндрю Лэнг, считал, что первой в мире религией был прамонотеизм. Прамонотеизм - это религиозная система, которая, с точки зрения Лэнга, представляла собой веру в единого, одного бога у самых первых человеческих обществ. Но затем, из-за социальных конфликтов, прамонотеизм стал дробиться, и возникли разные религии.
Также изначальной, самой первой религией некоторые исследователи называют тотемизм и фетишизм. Если тотемизм предполагает веру в божественную силу тотема (тотем - это предполагаемый первопредок-животное, основатель рода), то фетишизм - это вера в божественные свойства предметов (амулеты, дощечки, столбы, в общем - идолы).
Но все эти теории, возникшие еще в 19 веке, давно устарели. Почему? Дело в том, что современные исторические источники показывают абсолютно разные варианты религий у разных первобытных обществ. Где-то был анимизм, где-то культ предков, где-то тотемизм, но чаще всего эти формы смешивались друг с другом.
Таким образом, первой религией был как анимизм, так и тотемизм, фетишизм, и так далее. Более того, эти формы религии существуют до сих пор как в отдельном варианте народных религий, так и в форме элемента более крупных религий, типа ислама, христианства.
Например, в христианстве есть элементы анимизма (вера в души), фетишизма (поклонение иконам), а также культ (идейных) предков (святые).