На работе есть психолог, что проводит групповую и индивидуальную занятия с детьми и родителями. Также если требуется ведет консультации можно привести старших, младших детей или прийти с мужем. Надо понимать, что воспитывать ребенка-инвалида сложно.
Иногда на подобные консультации психолог приглашает логопеда, дефектолога, спецалиса ЛФК, АФК, если они плотно общались с родителями и контакт родитель-специалист налажен хороший, доверительный. Специалист поддерживает рекомендации психолога и скорее с ним соглашается родитель ребенка-инвалида.
Меня попросила мама ребенка с которым я работаю прийти с ней на консультацию с психологом, психолог не против. Я согласилась.
Мама, назову ее Инга из тех родителей, что к реабилитации ребенка-инвалида подходят очень ответственно и не вешают нос если у ребенка идет откат. Надо отдать должное.
Знаю, что в семье есть старшая девочка-подросток, назову ее Рита, со слов мамы с младший инвалидом - Соней отношения нормальные.
Соня инвалид достаточно тяжелый, атонически-астатическая форма (атаксическая) ДЦП.
Это когда тонус мышц понижен, ярко выражены сухожильные рефлексы, координация движений сильно нарушена, отсутствует чувство равновесия.
У Сони еще и сопутствующие заболевание имеются, нарушение речевой деятельности и дебильность.
Пришла я на консультацию, а там Инга и Рита.
Инга попросила меня повторить какие прогнозы на будущее у Сони.
Психолог кивнул, я спокойно сказала, что даже если ответ на терапию будет средней Соня сможет передвигаться с помощью ходунков. Руки у нее достаточно сохранены. (Про качества походки я ничего не сказала.)
Ели затрагивать речь, выражать свои желания, проблемы она сможет, как и вести диалог на повседневные темы.
У Сони дебильность, это самая легкая форма умственной отсталости, социализация возможна очень хорошая.
Навыки самообслуживания будут, постоянный досмотр будет не нужен совершенно точно.
-Слышала, ты хочешь отнять у сестры нормальное будущее. - сказала Инга обращаясь к старшей дочери.
Рита молчала.
-Ты слышала, мы должны вкладывается в Соню и ее будущем и тогда у нее будет нормальная жизнь- продолжала Инга.
-Я все поняла, мы можно уйти?- ответила Рита.
-Что ты поняла?- спросила Инга.
-Мы должны вкладывается в Соню и тогда у нее будет нормальная жизнь- повторила девочка слова матери.
-Не ернечей- закричала Инга.
Я за два года работы первый раз видела чтобы Инга кричала. На Соню она даже голос не повышает, хотя поводы бывают.
-Я не ерничаю. Ты привела тетку-дефектолога (меня), она подтвердила какие вы молодцы. Я выслушала, сказала, что ты хотела, я хочу уйти- крикнула Рита в ответ.
В беседу включился психолог, предложив без крика высказать претензии. При условии, что пока один участник говорит, остальные слушают. Молча.
Начала Рита.
Ее претензии были в том, что она хочет ходить на танцы. До рождения Сони она ходила на хореографию, но после того занятия пришлось прекратить, так как лечить Соню важнее.
Ей обещали, что как только сестре будет лучше Рита снова начнет заниматься хореографией. Прошло шесть лет.
Она нашла курсы танцев, они не дорогие. Она сможет ездить сама, если периедет жить к бабушке.
Рита хочет жить там. Она будет ездить в школу на автобусе, это всего полчаса, остановка прямо перед школой, все безопасно. Опыт такой уже есть, Рита оставалась у бабушке на выходные и тогда маму поездки на автобусе в час пик не смущала.
Еще плюс к переезду.
Там у Риты будет своя комната, она сможет приглашать подруг, мама их знает, они не пьют, не курят. Бабушка тоже их знает, она не против.
Ну и Рита сможет ходить на танцы.
Папа согласен, бабушка тоже, только мама против.
Рита не может понять почему мама против. Они почти не общаются, она все время занята Соней.
Аргументы Инги были, что дети должны жить с родителями. Ездить в школу от бабушке в час пик она не видит смысла, они живут в пятнадцати минутах ходьбы.
Соня действительно отнимает много времени, но и Рита как ёжик. Подойти лишений раз страшно.
Подруг домой ей приводить можно, даже нужно. Почему она этого не делает Инга понять не может.
На тему танцев, они уже говорили, цена там хорошая, но от них далеко ездить. Рита будет поздно возвращаться домой. Однозначно нет.
Психолог спросил почему Рита не приглашает подруг домой, если ей не запрещают.
Рита тяжело вздохнув, уточнила отвечать честно или как хочет мама. Психолог сказала, что отвечать надо честно.
Рита сказала, что стоит ей кого привести домой Соню не выставить из комнаты. Она у них одна на двоих. Если Рита уводит подруг на кухню, Соня прет следом, мычит, что хочет пить. Мама ее за стол сажает, она сидит пьет часами. Рита спокойно общаться с подругами хочет, а мама как не понимает, что Соня мешает.
Инга возмутилась, чем Соня может мешать. Если ее подруг смущает, что Соня говорит плохо или что она колясочница, это много о них говорит.
Хочу отметить, что Соня уже может ходить, но очень мало, пока пользуется коляской.
Рита огрызнулась, что Соня плохо говорит, на то как она пьет и ест смотреть противно ей, нето, что чужим людям. И вообще Рита хочет общаться с подругами наедине.
Тут я согласилась, что приводя гостей домой ты хочешь общаться с нима сам. Родственники могут вежливо поговорить пару минут с гостем, но не больше.
Тем более Соню можно занять книгой, она любит слушать аудиокниги или чтение в слух.
Психолог согласился, что Инга может занять Соню на время пока у Риты гости, но и Рита должна заранее договариваться с матерью в какой дени и на какое время она хочет привести гостей. Этот график обе должны честно соблюдать.
Про танцы психолог сказала, что надо попытаться найти вариант ближе к дому по удобной цене и делать это лучше или вместе, или обсуждать найденные варианты вдвоем.
Инга высказала, что Рита жалуется, а жаловаться ей грех. Она вообще не помогает с Соней. Хотя у ее подруге есть брат возраста Сони, она его и из сада забирает и обедом кормит.
Рита ответила, что у той вообще мама работает, а брат послушным. Лучше пусть мама скажет, что это подруга
с мамой дважды в месяц ходят на маникюр вдвоем. Кода она и Рита куда вдвоем ходили?
Тут наступил писец.
Инга начала кричать, что Рита эгоистка, что у нее в голове только ее подружки, ее танцы, ее комната. Сплошные ее хочу, а родители у нее плохие, а сестра вообще наказание, зачем только родилась.
Рита начала кричать в ответ, что ДА!!! У нее нет отца, так как он работает сутками. Если он дома засыпает на ходу. У нее нет матери, так как у нее сплошная Соня. НО у нее ЕСТЬ сестра и ее очень много. Все разговоры дома только про Соню ее болезни, ее лечение, ее успехи и ее будущие.
Кричала, что мама свихнулась. Не слышит даже тетку-дефектолога. Соня никогда не будет нормальной. Соня дебилка, это не лечится.
Дебилка которая будет ходить на костылях. Ура, не нужен будет постоянный досмотр.
Что это она, Рита нормальная. Это у нее есть будущее, но это не интересует ее собственную мать. Кричала, что она не хочет жить в такой семье, что переезжает к бабушке и Инга может орать сколько хочет.
Инга отвечала, что Соня маленькая и "особенная", что она не ожидала подобных суждений от Риты. Думала она взрослая и разумная, а она маленькая махровая эгоистка.
Дальше Рита плакала, это были злые слезы обиды, несправедливости и всего, что Рита держала в себе.
Инга на это могла только кричать и обвинять, что и делала.
Понятно, что она устала очень от Сони, заскоки подростка уже выше ее сил. Понятно, что хочет для Сони лучшего будущего и делает для этого максимум.
Но в реальности Рита права, они будущее семьи. Она сможет получить любое образование, будет работать и жить самостоятельно. Она родит внуков, будет помогать родителям когда придет время.
Основной вклад родители при всем этом идет в того ребенка, что все это сделать вряд ли сможет.