Существует долгая история взаимодействия теоретических аспектов психологии с информатикой и информатикой. Модель "обработки информации" когнитивной психологии, разработанная Нейсером и Бродбентом, заимствовала такие понятия, как ввод, представление, обработка и вывод из компьютерной науки и применила их для анализа психических процессов.
Независимо от того, существует ли такая метафора с конкретным применением вычислительной техники к психологическим теориям или нет, очевидно, что использование таких метафор полезно, поскольку оно противостоит психологической теории с конкретными вопросами, которые необходимо рассмотреть, связанными с репрезентациями и процессами, лежащими в основе когнитивных функций.
Сегодня психолого-вычислительные науки вступают в новый период взаимодействия, связанный с новыми технологическими разработками в области робототехники.
В отличие от традиционных программ моделирования и искусственного интеллекта, которые в лучшем случае живут в искусственных мирах, роботы оснащены сенсорными и двигательными возможностями, которые позволяют им существовать в физическом мире человека, с которым они могут взаимодействовать. То есть, роботы могут предоставить ученым-когнитологам экспериментальные платформы для реализации и тестирования теорий о сложной взаимосвязи между развивающейся системой и ее физической средой.
Аналогичным образом, с точки зрения робототехники ученые-роботы утверждают, что наиболее сложное поведение не может быть запрограммировано исключительно вручную, а должно быть результатом механизмов адаптации и развития, основанных на тех, которые определены в процессе разработки физиологических систем. Одна из наиболее интересных возможностей, предоставляемых этим взаимодействием между робототехникой и психологией, будет в области психологии развития.
Исследования в этой области начинают фокусироваться на функциональных аспектах социального познания, которые делают человека уникальным в животном мире.
Похоже, что часть уникальных человеческих аспектов касается способности и мотивации разделять с другими умышленные состояния. Tomasello et al. предположили, что способность человека делиться намерениями развивается через взаимодействие двух различных возможностей. Первый касается способности "читать" или определять намерения других агентов путем наблюдения за их поведением, и, в более общем плане, способности представлять и понимать других как агентов, целенаправленно направленных на достижение цели.
Вторая возможность касается мотивации делиться намерениями с другими. В то время как нечеловеческие и человеческие приматы обладают навыками первого чтения намерений других, основываясь на действии и направлении взгляда, только люди, кажется, обладают дополнительными возможностями, которые будут иметь существенное значение.
Это мотивация к сотрудничеству: разделять психические состояния, в том числе и цели, которые лежат в основе сотрудничества. Пожалуй, одним из наиболее проницательных методов установления свойств человеческого социального познания является сравнение работоспособности человека и обезьян в эквивалентных условиях.
В этом контексте Уорнкен, Чен и Томаселло вовлекли 18-24-месячных детей и молодых трусиков в целенаправленные задания и социальные игры, которые требовали сотрудничества. Их интересовало, как будет развиваться сотрудничество в оптимальных условиях, а также как отреагируют дети и шимпанзе, когда взрослый перестанет выполнять задание.
Главный вывод заключался в том, что дети с энтузиазмом участвуют как в целевых совместных заданиях, так и в социальных играх, и спонтанно пытаются вновь вовлечь взрослого человека и помочь ему, когда он останавливается. В отличие от этого, шимпанзе не заинтересованы в нецелевых направленных социальных играх и, как представляется, полностью сосредоточены на достижении пищевых целей, независимо от сотрудничества.
Warneken et al. таким образом, наблюдали, что представляется весьма ранним человеческим потенциалом для (1) активного участия в совместных действиях только ради сотрудничества и (2) для помощи или возобновления участия взрослого человека, обеспокоенного ситуацией.
Роботизированная система - Кооператор.
В текущих экспериментах человек и робот сотрудничают, перемещая физические объекты в общее рабочее пространство в различных положениях. Совместная деятельность будет включать в себя интерактивные задачи, которые сохранят важные аспекты задачи "запуска блока" Warneken et al., перенесенные в область объектов, подходящих для нашей роботизированной системы.
Эти 4 подвижных объекта представляют собой куски деревянной головоломки, изображающие собаку, свинью, утку и корову. Эти детали могут быть перемещены роботом и пользователем в рамках совместной деятельности. Каждый закрепил на нем вертикально выступающий металлический винт, который обеспечивает легкое захватывание мишени как для робота, так и для человека.
Кроме того, к столу прикреплено 6 изображений, которые служат ориентирами для размещения подвижных объектов и соответствуют свету, черепахе, молоту, розе, замку и льву. В процессе взаимодействия человек и робот должны размещать объекты в зонах, расположенных рядом с различными ориентирами, чтобы роботу было легче определить, где находятся объекты и где их можно было схватить.