Найти в Дзене
Культурное Кино

"Ирландец": 200 минут гангстерской рефлексии

Вокруг новых работ Мартина Скорсезе всегда ходит множество разговоров, большая часть которых содержит рассуждения о том, как режиссер вновь навсегда прощается с кино. Так говорили, когда вышел "Отступники", а особо упертые даже объясняли Оскар страхом, что Скорсезе больше ничего не снимет, и уйдет на пенсию без награды киноакадемии. И с каждой новой работой он давал этим спекуляциям новую энергию - то Тэдди Дэниелс выбирает умереть человеком, то "Молчание" претендует на роль философского финального аккорда в многолетней симфонии.

Скорсезе мог бы стать одним из тех мэтров, что когда-то снимали великое кино, а сейчас тешат фанатов обещаниями, после чего вываливают на них тонну бессмысленных рассуждений о Боге, как это делает Ридли Скотт, но годы добавили режиссеру "Таксиста" кинематографической мудрости, а не амбиций создать труды уровня работ Аристотеля. Картины позднего Скорсезе строятся на тех же качествах, которыми Мартин блистал во времена становления "Нового Голливуда": тонком и искрометном юморе, напряженной атмосфере с глубоким изучением героя и неповторимом умении рассказывать внутреннее устройство криминального мира.

Если же сравнивать идеи и творчество Скорсезе с творцами-ровесниками, которые не погрязли в череде "тухлятины", то его очевидный антипод - это Стивен Спилберг. Именно он в 70-ых начал переход "Нового Голливуда" от внезапно появившихся европеизированных картин Кубрика, Скорсезе, Аллена и Копполы, к таким же неожиданно выросшим коммерческим "Челюстям" и "Звездным войнам". Спустя 40 лет режиссеры по-прежнему расходятся во мнениях относительно кино: Спилберг хвалит "Железного Человека" и "Стражей Галактики", а Скорсезе говорит, что это аттракционы, а не кино; Спилберг блокирует "Netflix" путь к Оскару, а Мартин "не туда воюет", и выпускает на сервисе "Ирландца", претендующего на главную статуэтку премии.

"Ирландец"
"Ирландец"

"Я слышал, ты красишь дома" - фраза, которой мафиози уточняли может ли собеседник убить человека. Также называется книга американского писателя Чарльза Брандта, в которой описана предсмертная исповедь одного из "Маляров" итало-американской мафии Фрэнка Ширана.

Фрэнк (Роберт Де Ниро) вернулся с войны и работал дальнобойщиком, когда встретил на заправке Рассела Буфалино (Джо Пеши) - главу семьи Буфалино. В это же время он открыл подпольный канал доставки мяса в заведения семьи, и начал заводить знакомства среди ее членов. Продвигаясь в мафиозной иерархии, Фрэнк параллельно строил профсоюзную карьеру и дружил с одним из главных людей Америки 50-ых - Джимми Хоффой (Аль Пачино) - главой союза дальнобойщиков, которого поддерживали Буфалино.

История жизни героя Де Ниро, как и его реального прототипа, - демонстрация того, как мафия проникла в социальную, политическую и экономическую жизнь Америки двадцатого века: друзья семьи поддерживали одних кандидатов в президенты и "разговаривали" с другими, определяли вектор международных отношений, формировали пенсионные фонды для водителей и непосредственно участвовали в главных событиях эпохи от убийства Кеннеди до Уотергейского скандала.

"Ирландец"
"Ирландец"

На производство "Ирландца" "Netflix" потратил рекордные для стриминга, по разной информации, от 125-и до 170-и миллионов долларов, что сопоставимо с бюджетами крупнейших блокбастеров современности. Однако дорогие спецэффекты Скорсезе использует не для немногих взрывов или борьбы с пришельцами, а для омоложения актеров - 76-и летних Де Ниро и, давно отдыхавшего на пенсии, Джо Пеши, Аль Пачино, которому скоро 80, и периодически появляющегося на экране Харви Кейтеля. Весь фильм - это воспоминания Ширана, которыми в начале нулевых он делился то со святым отцом, то с агентами ФБР, то с Брандтом. Воспоминания, которые задают всей ленте тон рефлексии по временам, когда искалеченные войной люди творили историю, и "раскрашивали" не только дома, но и целые страны.

"Ирландец"
"Ирландец"

При этом, ключевая часть воспоминаний - это не знакомства с теми, кто управлял страной или различные дела мафии, а то, что за чередой забот о семье криминальной, герои теряли семьи реальные. Расс постоянно сокрушается из-за того, что не нравится Пэгги - дочери Фрэнка, а ее сестра, в разговоре с престарелым отцом, подводит итог романтичным рассказам о людях, которые шли на убийства "ради семьи":

«Мы скрывали от тебя свои проблемы, потому что знали, как ты их решишь. Тебя нельзя было просить о помощи, ведь ты мог сотворить что-нибудь ужасное»

"Ирландец" - картина о том, как романтический флер историй о Сицилийском братстве разбивается о время, а "Омерта" перестает быть главным ориентиром, после реализации первого положения, хотя погибают герои не переходя дорогу авторитетам, а заболев раком. Это завершение неназванной трилогии Скорсезе "Славные парни-Казино-Ирландец", больше похожее не на крупный проект, а на встречу старых, во всех смыслах, друзей, которое, конечно, может стать последней работой культового режиссера. Но и в отрыве от множественных трактовок, "Ирландец" - это чуть ли не лучший фильм режиссера, и точно лучшая его работа за последние годы, которая плавно погружает зрителя в преступный мир, и 3,5 часа держит в напряжении пока навсегда не уходит, оставив маленькую щелочку в двери.