Когда я впервые услышал словосочетание «бритва Оккама» у меня в сознании возник образ японца-самурая, но вместо меча у него была опасная бритва. Но в реальности оказалось все совсем не так: и не японец, а англичанин, и не самурай, а монах.
Данный принцип получил название в честь Уильяма Оккама (ок. 1285—1349) английского монаха-философа. Как это часто бывает, сам монах, разумеется, ни о какой «бритве Оккама» не подозревал, термин этот предложили в 1852 году, а то, что именуется «бритвой Оккама» было известно еще со времен Аристотеля. Термин «бритва» понимается как инструмент, который помогает отбрасывать (сбривать) лишнюю информацию.
В кратком виде этот методологический принцип звучит так:
«Не следует множить сущее без необходимости»,
либо «Не следует привлекать новые сущности без крайней на то необходимости».
Еще его именуют принципом бережливости, или законом экономии.
Более понятным языком: если можно что-то сделать проще, зачем это делать сложнее.
Вспоминается исторический анекдот:
Наполеон прибыл в одну из крепостей. После чего тут же вызвал к себе коменданта.
- Почему в честь моего прибытия не было оружейного салюта?
- Мой император! У меня есть 12 причин, по которым я не смог это сделать!
- Назовите эти причины!
- Причина первая - у нас нет пушек.
- Можете не продолжать...
Итак,
· Зачем использовать 12 аргументов в доказательстве, если достаточно одного?
· Зачем идти длинным путем, если есть короткий?
· Зачем нужна сложная система, если простая также хорошо выполняет ту же функцию? И т.д.
«Бритва Оккама» («принцип экономии») порождается уверенностью в том, что само по себе совершенство должно быть простым.
Важно помнить, что бритва Оккама не аксиома, и не закон. Она не запрещает более сложные объяснения (пути, системы) в принципе, а лишь рекомендует делать проще. Более того, нет никакой речи о том, чтобы страдало качество. Бритва Оккама требует предпочесть простое объяснение только в том случае, если оно объясняет явление не менее точно, чем сложное. В комментариях используются обороты «одинаково хорошо», «при прочих равных условиях» и «исчерпывающе». В этом смысле Альберт Эйнштейн так сформулировал принцип бритвы Оккама: «Всё следует упрощать до тех пор, пока это возможно, но не более того».
Появления этого принципа (в общем, простого, понятного и очевидного) как мне кажется, не является чем-то случайным. И в средневековье и сейчас довольно много людей живут по принципу «вкусно это когда много».
Да, это не всегда просто убрать лишнее. Очень много ораторов (особенно мужчин) страдают болезнью, которую я называю «НЕСТЕРПИМОЕЖЕЛАНИЕПОКАЗАТЬВСЕСВОИЗНАНИЯ». И тогда даже очень интересный и эрудированный оратор превращает свое выступление в «УЖАС БЕЗ КОНЦА». А что говорить о тех, кто выступать не умеет…
Убирать «лишнее» бывает и трудно и жалко.
Вспоминается история про японского садовника который в своем саду срезает все хризантемы, кроме одной самой красивой, для того чтобы она не потерялась среди других. Жалко ли ему десятки или сотни других? Не знаю. Но он считает это необходимым.
В здании Королевского научного общества в Лондоне есть небольшая комната, в которой преподаватели готовятся к своим лекциям. В этой комнате есть два памятных экспоната — большой и красивый прозрачный кристалл и несколько морских ракушек. Помещены они здесь, чтобы постоянно напоминать о том, как читать лекции. Кристалл символизирует то, что в лекции мысли должны быть ясными, а ракушки, которыми обрастают подводные сооружения, — что в ней не должно быть ничего лишнего.
И мне кажется, этот принцип является актуальным не только для оратора…