Все окружающее, только что такое простое, обыденное, вдруг обрело почти загадочное обличье. Кочерга, сделанная по специальному проекту. Особая, немагнитная, печная дверца. Дом, сооруженный без гвоздей. Да и само место — за десятки километров от города, на полуострове, куда и добраться-то нелегко...
А Екатерина Николаевна продолжала:
— Вот этот коридор идет вокруг всего дома. Его правая и левая стены — стены разных домов, построенных один внутри другого. Коробка в коробке. Во внутренней коробке — лаборатория. Так сделано, чтобы легче было поддерживать температуру на одном уровне. Так сказать, дом-термос. Здесь выполняются наиболее ответственные исследовательские и измерительные работы и хранятся эталоны магнитных единиц.
Тончайшая из всех материй
Эталоны магнитных единиц... Эталон килограмма или метра, например, вещи понятные. А как себе представить магнитный эталон, тем более такой, который может сохранить свою величину неизменной, несмотря на течение десятилетий, природные бедствия, войны? Ведь магнитное поле — нечто неуловимое, невидимое. Это, выражаясь словами М.В.Ломоносова тончайшая из всех материй, что ни есть в физике.
Посредине просторной комнаты возвышается сверкающий латунными деталями прибор. Называется он магнитным теодолитом. Между обручами, колесиками, трубками, винтами мерцает ледяными искрами большой цилиндр.
Сделан он из кварца, и сделан с точностью, по сравнению с которой ювелирная работа кажется просто топорной: отклонения при обтачивании цилиндра не превышали одного-двух микрон. По поверхности вьется бороздка. В нее уложен изготовленный особым способом медный провод без изоляции.
Если через проволочку пропустить ток в 1 ампер, то внутри цилиндра-катушки возникнет магнитное поле строго определенной величины. Это и есть эталон. С помощью теодолита его значение можно передать точнейшим приборам, а от них магнитная мера растечется по всей стране.
А если случится беда? Ну, скажем, хрупкую кварцевую катушку уронят, чем-нибудь ударят? Это предусмотрено: есть несколько запасных катушек-близнецов. Они хранятся со всяческими предосторожностями здесь же. Вероятность катастрофы уменьшилась.
И все же опасность полностью не устранена — мало ли что может произойти! И магнитологи решили искать эталон неизменный, неуничтожаемый, вечный. Но где? Быть может, в самой природе? Ведь был же так найден новый эталон мер длины!
Могут возразить: зачем, мол, искать? Есть магнитное поле Земли. Оно исправно служит людям не одно столетие, направляя стрелки компасов. Почему бы этому огромному земному магниту не принять на себя еще одну обязанность — стать эталоном?
Поговорите с моряком, летчиком, путешественником — с любым человеком, кто часто пользуется компасом. Они знают, какая это своенравная стихия — земное магнитное поле.
Его искажают залежи железных руд (так, кстати, открыты многие месторождения ). Стрелки компаса порой начинают метаться в непонятной тревоге. Оказывается, в магнитном поле Земли разыгрываются жестокие бури. Они вызваны процессами, протекающими на Солнце.
Мало того, ученые давно заметили, что изменяется не только направление силовых линий магнитного поля Земли, но и напряженность, густота их. Эти магнитные «нити», плотным слоем опутавшие нашу планету и собранные в тугие пучки у магнитных полюсов, никогда не перестают колебаться, пульсировать, мерцать…
В качестве эталона нужен магнит более надежный, чем наша Земля. И он был найден. Его не сравнишь с планетарным шаром-магнитом, не увидишь в самый мощный электронный микроскоп. Зато он обладает крайне необходимым качеством - постоянством, неизменяемостью.
Чтобы овладеть им, ученые вынуждены были отправиться в недра атома. Именно здесь, в мире ничтожных частиц материи, в мире стремительного, никогда не прекращающегося движения, и решено было искать магнитный эталон.
К этой экспедиции в старом институтском здании готовились тщательно. Когда сборы были закончены, ученые нагрузили своим снаряжением автомашины и двинулись в дорогу.
Подальше от большого города, грохочущего железом и сталью (это ведь магнитные материалы!), подальше от магнитных полей, образуемых электролиниями, трамваями, троллейбусами, промышленными агрегатами, подальше от электрической железной дороги. Если же какие-то возмутители магнитного спокойствия и попробуют преследовать ученых, на их пути встанет вода, обступившая научные лаборатории широким кольцом.
Ну, а коль полуостров гарантирован от внешних магнитных помех, то надо устранить всякую возможность помех местных, внутренних — даже кочергу, даже железный гвоздь. Так появились немагнитные дома и весь прочий немагнитный реквизит.
Чтобы электрический ток, необходимый для исследований, не мешал работать, здание для мощной аккумуляторной батареи построили вдали от научных помещений; ток высокого постоянства подводится к лабораториям по подземному экранированному кабелю.
Продолжение читайте здесь