Найти в Дзене
Слова и музыка Матецкого

BRIAN ENO – ДРУГОЙ ЗЕЛЁНЫЙ МИР

Знаменитый музыкант, продюсер и визуальный художник Брайан Ино (Brian Eno) считается одним из самых главных «новаторов со стажем» в музыкальном мире. Он, безусловно, гигант альтернативной музыки. Но, кроме этого, он ещё и мощный культурный деятель – и это касается не только музыки, но и других видов искусства.

Его судьба сложилась необычно: несмотря на то, что в 60-е он посвятил себя изучению живописи в художественной школе, впоследствии Ино стал развивать идеи экспериментальной музыки. Параллельно у него получилось сделать успешную рок-карьеру, войдя в состав группы Roxy Music в 1971 году. 

Ино на этом фото на переднем плане.

-2

В результате он стал болеем чем заметной фигурой в нарождающемся британском глэм-рок движении. Обратите внимание на его сценический костюм – об этом мы поговорим чуть позже.

Пробыв в Roxy Music в качестве клавишника-синтезаторщика два года – и записав с ними два альбома, - Ино сделал довольно неожиданный шаг: он покинул находящийся на явном подъёме коллектив, чтобы сосредоточить внимание на сольной карьере. Но только не на сольной карьере глэм-рокера, а на карьере авангардного электронщика-экспериментатора. И, что удивительно, у него получилось - решение оказалось чрезвычайно успешным. 

Сегодня, имея 20 студийных альбомов и восемь «инсталляционных альбомов» (это когда к музыке были добавлены арт-объекты или визуальный ряд), Ино продолжает развивать так называемую ambient музыку с прежним напором и впечатляющими результатами. Да и сам термин ambient зачастую приписывают Ино.

Интересно то, что во всех интервью Ино описывает себя как «не музыканта». И, несмотря на это, он пользуется повышенным спросом в качестве «рекорд продюсера» (или продюсера записи – record producer). В этом качестве он сотрудничал с такими «крупными игроками», как David Bowie, Talking Heads, U2, Devo, John Cale и другими – а к этим другим, напомню, относится и отечественная группа Звуки Му. 

Ино сумел использовать свои авангардные и визионерские способности с удивительно продуктивным результатом: альбомы, на которых стоит его имя в качестве «рекорд продюсера», проданы миллионными тиражами. Такой успех, пожалуй, не имеет аналогов в альтернативной музыке.

Недавно ВВС показала одночасовой фильм в рамках своего давнего телесериала «Арена». К сожалению, я нашёл только английскую версию. Но даже если вы не поймёте все диалоги и монологи, всё-таки пролистайте это видео – вы не пожалеете, это очень познавательная информация. 

Кстати, Ино показывает в фильме листок из своего дневника – один день жизни в Ленинграде в 1987 году.

Есть и эпизод, в котором он рассказывает про выбор сценической одежды для концертов с RoxyMusic – и всё это очень ненавязчиво и с юмором. 

В конце фильма есть необычные рассуждения о сущности американской gospel music. Суть соображений Ино – в ней скрыт большой позитив, и она способна «растворить эго отдельного человека, делая его частью чего-то большего и значимого». Не в этом ли сущность хорового пения вообще? Сразу вспоминаются певческие праздники в Эстонии, собирающие десятки тысяч человек…

Плюс этот фильм даёт возможность изнутри увидеть некоторые моменты «рабочей кухни», получить «беспрецедентный доступ для наблюдения за тем, как Ино работает в своей студии или разговаривает с друзьями и коллегами».

В фильме звучат кусочки самой разной музыки – в том числе трек Ино «Another Green World» («Другой зелёный мир») с одноимённого альбома – вот его обложка.

-3

Этот трек дал название фильму и использовался в качестве начальной темы – там, где сначала на волнах качается бутылка с надписью Arena, а потом на фоне зелёной травы разворачиваются короткие титры. 

Особенно хочу выделить вот этот эпизод. В нём Ино отвечает на вопрос о том, что он считает проблемным при создании современной музыки. 

Вот перевод его ответа: «Проблемой является так называемое «искушение технологией»: с её помощью вы можете «сгладить» практически всё. Вы слушаете трек снова и снова - и вот обнаруживается один такт, где барабаны немного «не те», и вы думаете – «я просто возьму правильный барабанный звук и вставлю его туда». И вы действительно получаете мгновенный эффект. Но если вы продолжите делать это, то вы «гомогенизируете» (усредните) всю песню до такого состояния, пока всё в ней не будет звучать сглаженно; до тех пор, пока какая-нибудь партия ритм-гитары не станет идеальной, пока в песне не останется никаких доказательств человеческой жизни».

Есть логика в том, что он говорит, согласитесь – и это «искушение технологией» глубоко проникло в поп-музыку: все голоса «оттьюнены» до идеала, эффекты равны самим звукам инструментов, звуки утрированы… 

Критик Джейсон Анкени (Jason Ankeny) из AllMusic утверждает, что Ино «навсегда изменил подходы к музыке, к ее сочинению, исполнению и восприятию. Буквально все жанры, от панка до нью-эйджа, несут его безошибочное влияние». 

Вот только несколько достижений из послужного списка Брайана Ино: он имел прямое отношение к созданию «Берлинской трилогии» Дэвида Боуи, чем привлёк внимание к минимализму, тогда как для Talking Heads он предложил концепцию полиритмии, замешанной на этнических инструментах. Кстати, первое сотрудничество Ино с Дэвидом Бирном (David Byrne) в 1981 году на альбоме My Life in the Bush of Ghosts послужило началом в развитии техники сэмплирования, которая окажется самым значимым прорывом в хип-хопе.

В 1996 году Ино основал фонд Long Now Foundation, чтобы информировать общественность о долгосрочном будущем и поощрять стратегическое мышление в поиске решений глобальных вопросов человечества. И это не пустой звук!

Эх, как бы было здорово пригласить его в программу на МАЯКе и поговорить о «несчастных и счастливых, о добре и зле»…. 

Кстати, в одном из интервью Ино назвал себя «своего рода евангелистским атеистом, но проявляющим интерес к религии» - что бы это значило?