С наступлением декабря россияне замечают, что снежный покров распределился по стране, как всегда, неравномерно. И пока в одном конце державы люди грустно хлюпают по лужам, в другом кое-как отгребают окошки от сугробов, чтобы впустить хоть немного холодного зимнего света. На следующий год полюса дружно меняются местами, и люди снова злобно сочувствуют друг другу.
Пожалуй, нигде вы не найдете такой идеальной зимы, как в придуманной художественной реальности, из которой мы и советуем черпать вдохновение всем, кто никак не дождется первого снегопада.
Американская пастораль Терри Редлина – это романтичная зимняя сказка, понятная любому зрителю, независимо от возраста и места проживания. Потому, что его неглубокие, но атмосферные работы воплощают идеальные сюжеты мира без изъянов.
Сентиментальность автора просто зашкаливает: маленькие дети, милые звери, кантри-пейзажи, припорошенные пушистым снегом. Да, зима бывает такой далеко не во всех уголках, где вообще выпадает снег. Но эта внешняя открыточная подача тоже важна, она вносит разнообразие в мир строгих философских остросоциальных живописных тем.
И хоть цель искусства – это совсем не украшательство и бесконечная радость, такие простые, легкие и приятные для восприятия сюжеты очень нужны. Позитив Редлина не может не вдохновлять зрителя своей расслабляющей атмосферой, и это очень хорошо.
Датский художник Поль Густав Фишер тоже знал толк в создании зимнего настроения. Его светские картины рассказывают о бурной городской жизни Копенгагена ХХ века. Мощеные европейские улочки прекрасны в любой сезон, но снежная сказка европейского севера – это нечто потрясающее.
У Фишера можно заметить влияние французской живописной школы, этакий импрессионистский выпад, много световых бликов и приятные естественные цвета. При жизни его не считали гением, но картины с непринужденными городскими пейзажами приносили неплохой доход. А сейчас они - культурное достояние Датского королевства.
Без сомнений, никто из мировых художников не знал так близко снега, как русские живописцы. И никто не писал его с такой любовью, кроме русских, этой темой увлекались даже те художники, для чьего творчества это было не характерно.
Вот уж от кого не ожидали, так это от самого известного мариниста России Ивана Айвазовского. Иван так любил писать как море волнуется, что, кажется, современному зрителю он запомнился лишь этой магистральной темой. Но Айвазовский был крайне талантлив. И очень разносторонен. Как и другие художники, он был влюблен в русскую зиму и писал ее масштабно, ничем не хуже морских пучин.
Только взгляните на эти исполинские заиндевевшие деревья, на глубину аллеи, где маленькие темные силуэты людей «тонут» в мощном превосходстве природе. Все, как и любил Айвазовский. Это тот же вал, только снежный и может чуть более статичный, но не менее прекрасный.
Очень хорошо у Айвазовского получалась полупрозрачная морозная дымка, как в картине «Исаакиевский собор в морозный день», и еще более впечатляюще – в работе «Зимний обоз в пути».
В последней остро ощущается предчувствие скорого обильного снегопада, который следует за караваном саней и, без сомнения, настигнет путников.
«Первый снег» Аркадия Пластова – это относительно новая работа классической живописи (1946 г.), но атмосфера старины, милой деревенской жизни так явно показана, что картинка продолжает помещаться в школьные учебники. В сочинениях школьникам предлагают поразмышлять, какие чувства (торжественная радость, озорство, предчувствие) выгнали детей на крыльцо дома, насладиться первым снегопадом.