Найти тему
НУАР-NOIR

Фильм, ради которого Орсон Уэлсс обезобразил себя

«Печать зла», символизм тьмы и метафизика ночи

Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!
Кадр из фильма "Печать зла"  (1958)
Кадр из фильма "Печать зла" (1958)

Самое глубокое постижение символизма тьмы было предпринято Орсоном Уэллсом в его фильме «Печать зла». Эту ленту, вышедшую в прокат в мае 1958 года, можно назвать своеобразным учебником по метафизике ночи. К великому сожалению к 1958 году мода на нуар шла на спад, а потому фильму была присвоена категория Б. Он был высоко оценен не столько американцами, сколько европейским зрителем.

Несмотря на некоторое запоздание «Печать зла», была признана одним из лучших кино-нуаров. Если говорить, о создании фильма, то примечательно, что Орсон Уэллс поначалу не планировал быть режиссером ленты, он всего лишь хотел сыграть провинциального шерифа. Для этой роли он фактически изуродовал себя – неимоверно потолстел, прибегал к алкоголю, чтобы выглядеть обрюзгшим. Однако в процессе работы он согласился взять «самый худший сценарий», чтобы сделать из него шедевр.

Действие фильма происходит на границе США и Мексики. Именно здесь взрывается машина местного предпринимателя – гибнет он сам и его подружка. За расследование берется не брезгующий никакими методами дознания капитан полиции Хэнк Квинлан. Ему хочет помочь мексиканский агент отдела по борьбе с наркотиками Рамон Варгас.

Впрочем, Квинлан плохо скрывает свои расистские убеждения. Одновременно с расследованием убийства местные наркоторговцы не раз похищают жену Варгаса - Сьюзан (Джанет Ли). Ей то угрожают, то запугивают, то накачивают до беспамятства психотропными веществами. Начав мстить, Рамон Варгас выясняет, что капитан Квинлан не раз фальсифицировал улики, расправлялся без суда и следствия с подозреваемыми.

Дружественный нам канал «Старорежимная сплетница»

Помочь в разоблачении мексиканцу берется уставший жить в страхе заместитель капитана Пит Мензис. В финальной сцене Квинлан и Мензис – старые друзья – убивают друг друга. При этом оказывается, что подозрения Квинлана не были пустыми, он хотя и действовал незаконными методами, но подозревал действительных преступников. Его знакомая говорит над телом погибшего: «Он был хорошим сыщиком, но при этом - паршивым копом».

Веселые образы "русского нуара"

Кинолента открывается продолжительной ночной сценой и заканчивается долгим ночным финалом. Кроме этого в фильме есть несколько ночных эпизодов, каждый из которых всё более и более нагнетает обстановку - дневные картины подаются в подчеркнуто ленивой манере. Действие в них почти ни движется с места, отчего возникает ощущение не столько избавительного света, сколь удушливой, томительной жары. Однако ночь не приносит освежающего облегчения.

В первых минутах фильма она могла бы показаться веселым, даже жизнерадостным временем суток: горят огни витрин и вывески ресторанов, масса людей гуляет по улицам. Однако зритель уже знает, что вот-вот должно произойти преступление – некто закинул в багажник автомобиля бомбу с часовым механизмом. Взрыв, казалось бы, нисколько не озаботил гуляющих, которые продолжают гулять и веселиться.

Юный ангел мрачного кино

Именно с этого момента становится понятно, что ночь населяют пугающие и отвратительные существа. Подручные наркоторговца подобно потусторонним существам следуют за супружеской парой Варагсов. Они перебегают из тени в тень, от стены к стене. Их движения пугающе причудливы, они больше напоминают извивающихся пиявок. От ночи нельзя скрыться даже в традиционном личном пространстве.

В номере гостиницы, в котором расположилась Сьюзан Варгас, нет занавесок; некто высвечивает её фигуру через раскрытое окно сильным фонарем. В данном случае круг света всего лишь подчеркивает всемогущество тьмы. Тьма царит почти во всех омещениях: в комнатах, в прихожих и т.д. Тени от фигур не просто пластаются по стенам, они заползают на потолок, что придает картинке мистически устрашающий оттенок.

Кадр из фильма "Печать зла"  (1958)
Кадр из фильма "Печать зла" (1958)

Ночь, положенная в основу нуара в качестве времени-пространства, представлена не просто в качестве аллегории, но стала своего рода орудием, посредством которого можно добиться убедительных визуальных образов, передающих душевное смятение. Самым важным является наглядно продемонстрировать пограничное, маргинальное состояние главных героев. В нуаре нет однозначно светлых или однозначно темных действующих лиц. Приведенные выше примеры из трех фильмов показывают, что зритель не может предугадать, кто станет жертвой, а кто - преступником.

Кадр из фильма "Печать зла"  (1958)
Кадр из фильма "Печать зла" (1958)

Сайт про жанр нуар http://noir-film.ru/

Выныривающий из ночной темноты Нефф из «Дойной страховки» сам в итоге оказывается убийцей. Застреленный в темноте своей комнаты «Швед» Андерсен был замешенным во множестве темных делишек, что выясняется лишь в ходе расследования. «Печать зла» оказалась наложена на Рамона Варгаса, который в жажде мести за свою супругу, балансировал на грани между светом и тьмой. Это наиболее ярко показано в последних эпизодах фильма, когда Варгас следит за капитаном полиции Квинланом, перебираясь по конструкциям нефтеперерабатывающего завода, то погружаясь полностью во тьму, то выныривая из нее.

Кадр из фильма "Печать зла"  (1958)
Кадр из фильма "Печать зла" (1958)

Наверняка, он сам бы убил капитана, но от этого «темного поступка» его спас смертельно раненный Пит Мензис, стреляющий в обезумевшего от безнаказанности полицейского начальника. В «Печати зла» город всех без разбора окунает в темноту. Это подчеркивается эпизодической ролью Марлен Дитрих, которая играет смуглую мексиканку. Сделать «белокурую Венеру» темнокожей брюнеткой, гадающей на картах и прорицающий мрачный закат («У тебя нет будущего…») было очень смелым режиссерским решением, и двойне хорошо, что Дитрих по привычке не удалось перетянуть «одеяло» кино-рассказа на себя.

Читайте наши новые статьи! А еще лучше подписывайтесь на наш канал! Искренне Ваш Андрей Васильченко, автор книги «Пули, кровь и блондинки. История нуара»