Илья Карпенко
В своём предыдущем опусе об изучении русского в Финляндии я сообщил, что язык Пушкина в этой стране по популярности обогнал даже шведский! А ведь в Финляндии шведский – это второй государственный язык… И тем не менее среди изучающих иностранные языки в финских школах русский занял второе место, уступив лишь английскому!
А потому интересно, как в принципе обстоят дела в Финляндии с изучением иностранных языков, в том числе и с русским?
С одной стороны, по результатам пресловутой рейтинговой системы PISA финские школы в её, этой PISA’ы рейтингах, «возносятся» на первые строчки! (В частности, исследования PISA’ы подчеркивают «высокий уровень равноправия в образовательной системе Финляндии», имея в виду «отличные результаты обучения у учащихся из семей, имеющих низкое социально-экономическое положение». Что, я полагаю, круто!)
Ну а с другой – общее впечатление от финских школ у русских родителей, которые живут в Финляндии, но привыкли к нашей системе школьного образования, таково:
«— Боже! Какой УЖАС! Всё на “расслабоне”! Воспитывают дебилов!»
ВОСПИТЫВАЮТ ДЕБИЛОВ???
Однако, конечно же, это не так. Просто их система школьного образования отлична от нашей. Ну да, уроки – 70 минут… Ну и что? А кто сказал, что 45 минут – лучше?
Ну да, могут целый день заниматься рукоделием и домоводством… Детишек учат бутерброды самим себе делать – что ж тут плохого?
Ну да, и предмет «Религия» в школьной программе имеется… А с другой стороны, ведь можно от этого удовольствия и отказаться!
Галина Гурова, прожившая несколько лет в Оулу и оценившая качество обучения своей дочки в международной школе этого финского города, рассказывает, что учителя там были действительно очень внимательными, профессиональными, любящими детей, никогда не повышающими голос… Но:
«— Никаких оценок, только индивидуальная обратная связь… Никакой жесткой дисциплины! Куртки могут весь день валяться на полу раздевалки... Сменки не нужно – можно ходить в носках... А в тетрадке пиши хоть поперек листа, если решение верное. Обязательное гуляние на переменах в любую погоду – отличная закалка!..»
С одной стороны – довольно низкая общая планка, отсутствие перспектив в школе для детей «особо одурённых», никаких спецклассов, никаких олимпиад и конкурсов… Кружки и допобразование по сравнению с нашими, российскими – это «смех и слёзы», «обнять и плакать»…
Хотя, с другой стороны, такое «допобразование», как очень популярный в Финляндии хоккей, стоит очень приличных денег из кармана родителей... Но в то же время – все необходимые канцелярские принадлежности (карандаши, ручки, тетрадки) детям выдают в школе бесплатно…
Галина поясняет:
«— Отсутствие жёстких требований, высоких планок, конкурсов, загруженной учебной программы делает школьные годы гораздо менее стрессовыми…»
В общем, как в старом анекдоте про одесский публичный дом и капризного клиента в нём:
«— Ну, ужас… Ну, ужас-ужас… Но не ужас-ужас-ужас!!!»
«НИКАКОЙ ДОЛБЁЖКИ!»
В общем, у них, в этой самой Финляндии, не лучше и не хуже. Просто у них всё по-другому!
В частности, это касается и обучения иностранным языкам. Например, Виктор, сын Ингрид Васиной, о котором мы уже писали в нашей предыдущей статье «ГОРЯЧИЕ ФИННЫ…», владеет пятью языками: родными языками своих родителей, русским и финским; также шведским (второй государственный); английским (который уже как-то даже и иностранным перестаёт быть) и французским (вот, докопались до по-настоящему иностранного языка!)…
И это скорее норма, чем исключение. Поскольку Финляндия – страна многоязычная. О сегодняшних приоритетах в изучении иностранных языков с точки зрения родителей мы уже говорили: 92% пап и мам самым полезным языком для будущего ребенка здесь считают английский; 62% родителей таковым признали русский; 61% – шведский; за немецкий проголосовали 49%; испанский – 31%, французский – 21% и китайский 17%.
Раньше обучение иностранным языкам в финских школах начиналось с 3-го класса, в этом году – с первого. Часов на эти цели теперь в школах Финляндии прибавится. Министр образования этой страны господин Санни Гран-Лаасонен считает:
«— Реформирование прибавит финскому школьному образованию равноправия, потому что затронет всех первоклассников, независимо от места жительства и финансовых возможностей. Преподавание языка добавит 76 дополнительных часов в младших классах начальной школы, на что муниципалитеты получат дополнительное финансирование».
Результаты исследования Университета Ювяскюля доказывают и показывают: «Первоклассники очень мотивированы к изучению иностранных языков!..»
Ну, ладно... Умолчим про «особое мнение первоклассников». Самое важное, конечно же, это то, что их родители считают более раннее погружение своих отпрысков в иностранный язык хорошей практикой для любимых чад...
Преподаватель прикладной лингвистики этого университета Кристиина Скиннари говорит:
«— Изучение иностранного языка не должно перегружать тех учеников, которые еще не умеют читать и писать. Обучение должно быть динамичным и проходить в игровой форме – так, чтобы оно соответствовало этапу развития ребенка...»
И если у нас, в России, обучение иностранному (или же нашему, русскому) языку начинают с алфавита, постановки звуков, коррекции произношения, а максимальный упор делают на грамматику, то в финских школах этого просто нет!
При обучении иностранным языкам упор там делают не на грамматику, а на практику. Анна Данцева, больше 20-ти лет живущая в Финляндии мама двоих детей, рассказывает:
«— Никакой долбёжки! Начинают с элементарных вещей, близких к твоей жизни. И в процессе как-то наращивается словарный запас. Как грамматику объясняют – вообще не понимаю…»
СТРАНА ПОЛИГЛОТОВ
В финской школе изучение иностранного языка начинается с формирования групп из детей, желающих изучать тот или иной язык. Их (детей, а не групп) должно набраться не менее 12-ти. Анна Данцева рассказывает:
«— Если ты выбрал первым языком английский, то в четвёртом классе можно выбрать ещё один язык… С шестого класса – обязательный шведский, потому что страна двуязычная. С восьмого класса есть возможность выбрать ещё один дополнительный язык. Получается, что в школе можно выучить родной язык и ещё четыре иностранных».
Если же для одного из родителей финский язык не является родным, ваше чадо может посещать факультативные занятия по родному языку этого родителя (к примеру, в нашем случае – русскому). Правда, по словам Галины Гуровой, в Международной школе Оулу русскоговорящие дети ходили на занятия по русскому языку всего лишь один раз в неделю.
Но зато:
«— Если детям требовалась дополнительная помощь в усвоении, например, английского и финского языка, то с ними дополнительно занимались в отдельных группах!»
Со своей стороны, Анна Данцева считает, что такая система школьного преподавания иностранных языков приносит свои плоды. Кроме того, помогает телевизор, так как в Финляндии дублируют только детские фильмы. Остальные программы идут на языке оригинала, с субтитрами или без…
Видимо, именно поэтому здесь любой продавец в магазине свободно говорит на английском и шведском. А финн с высшим образованием, говорящий на четырёх языках для этой страны – норма жизни!
Чего, собственно, и нам желаю!
АНЕКДОТ
— В Финляндии даже олигархи не нарушают правил дорожного движения!
— Почему?
— Да потому что в этой стране штраф за превышение скорости, к примеру, равен 10-ти процентам от доходов нарушителя!
— Да? Странно... А я видел там лихачей!..
— Ну, значит, это были безработные…
Друзья!
Если вам нравятся мои статьи и те беседы с друзьями и коллегами, которые я размещаю в этом моём блоге на Дзене, ставьте значок «нравится».
Пишите умные, добрые или критические слова в комментариях; подписывайтесь на мой блог!
Не скрою, мне это приятно. Причём даже тогда, когда вы пишете не очень приятное. Просто это значит, что вам не безразлично то,
ЧТО, О ЧЁМ и КАК я пишу.
Спасибо вам!
Я, ваш Илья