Сама застава было горная. Но – не высокогорная, поэтому все таки летом было довольно таки тепло –
Ходили так же, как и парни по низам. То есть воротники расстегнуты, панамы.
Однако зима была по взрослому, со снегом, закрытием перевала и нормальным отопительным сезоном.
Тут уже приходилось утепляться
Отопление на самой заставе было центральное – на сутки назначался истопник, как правило – это был один и тот же боец. В его задачу входило поддержание в рабочем виде котлов, которых было два. Ну и не разморозить заставу.
Единственная проблема была – не было угольного склада. Уголь хранился навалом и приходилось накапывать необходимое количество для протопки. Чем ближе к весне – тем сложнее.
В ДОС же было обычное печное отопление, так что искусством топить печи углем семьи владели в совершенстве. Сначала дровами распаливаешь печь, а потом уголька подкидываешь. Предварительно смочив его – так лучше горит.
Довольно таки уютно и если нормально протопить ночью – то на день тепла хватало – стены саманные ( глиняный кирпич) и тепло держат хорошо.
Причем тяга была не только по трубе – за десятилетия стены были изгрызены крысами на свои ходы, и поэтому прогревались на ура. Правда, эти самые крысы устраивали по ночам по потолкам свои забеги – та еще музыка. Потолки то были фанерные, на реечках, этакие листы 30 на 30 сантиметров. Того и гляди – вывалится кодла сверху – что делать))
Крыс периодически отстреливали, в основном я в овощнике, но их было реально – много.
Зато окружающий пейзаж радовал взор. Каждое время года имело свои особенности.
Вот так выглядело ущелье на левый фланг летом
А вот так - оно выглядело зимой.
Я однажды на коне поехал на проверку, так выйдя с заставы опускался в поле облаков – сначала Серый, потом я, а потом – одна голова над белым полем..
Это был не туман - это были облака)) Ассоциация возникла тогда со старым советским фильмом «Всадник без головы». Если кто помнит, там был эпизод как всадник по воздуху ехал.
Развлечений было мало. От слова совсем…
Телевизор, как таковой, присутствовал, но вот прием сигнала – отсутствовал.
Была какая то супер-пупер спутниковая система, уже не помню как называлась.
Здоровенная мачта, а на ней - антенна. Так она никогда не работала. Пробовали настраивать и ловить спутники – хватало на день-два.
А так весь экран в ряби и только догадывайся, что там происходит.
Так что я лично вообще привык без него – да и некогда было.
Зато кино крутили в кубрике по субботам и воскресеньям. Главное было в Отряде нормальные ленты достать. А потом в зиму мы с другими заперевальскими заставами менялись.
Прикольные фильмы смотрели по нескольку раз подряд – не надоедало.
Летом гоняли в волейбол – парни неплохо играли.
Когда позволяла обстановка – приезжали соседи с Хирмана, устраивали межзаставские турниры по футболу. Приз, как обычно, ящик сгущёнки))
Вот в один из таких футбольных заездов мы с Саней Титовым, моим годком и будущим начальником Шестнадцатой заставы –Йохчи-Пуня.
А пока Йохчи-Пунь входил в наш участок.
Вот так мы и жили. Умели находить приятные моменты в мелких радостях, которые давала жизнь.
Когда то спорили, когда то мирились. Вместе делали одно дело. Одни призывы увольнялись, другие приходили. Была добрая традиция – каждый призыв что то оставлял на память о себе – какую то постройку, сооружение или элемент благоустройства. Потом так и говорили – а это, там, сделал, ноябрь - 5, или май-4.
Вот так мы и жили тогда на заставах.
Жили, служили. Имели для этого все или почти все. Не бедствовали.
Но главное Шагонское богатство было – люди.
Всем добра…