Найти в Дзене
Спиритус Терра

Как развитые страны готовятся противостоять изменению климата

Оглавление

Недавним гостем у Дудя был американский астроном русского происхождения Костя Батыгин. Парень, безусловно, умный, профессор Калифорнийского технологического института, участник списка из 30 ученых до 30 лет, изменивших мир (опубликован Forbes). Меня резанули его слова:

«Если мы разбомбим нашу планету, у нас нет второго шанса. Нам некуда переехать».

Костя говорит о том, что, в случае катастрофы, человечество переедет на другую планету это сказки.

Константин Батыгин. Источник:  Яндекс.Картинки.
Константин Батыгин. Источник: Яндекс.Картинки.

Самой большой угрозой он назвал глобальное потепление. Свое мнение он обосновал общением с коллегами учеными, экспертами в этой области. Неудивительно, что именно в развитых странах уже сейчас готовятся к грядущим изменениям, думают о благополучной жизни будущих поколений. Тем обиднее, что в самой России об этом даже не думают.

Вокруг нас повсюду признаки изменения климата. Таяние ледниковых шапок, повышение уровня моря и экстремальная жара и другие погодные явления происходят все чаще. Все большее число экспертов говорят, что подготовка к катастрофам, связанным с изменением климата, должна включать в себя обновление инфраструктуры, которая поможет сохранить города по всему миру. И мы должны сделать это прямо сейчас.

"Мы находимся в месте, где мы больше не можем проектировать на основе прошлого", - говорит Константин Самарас, преподаватель гражданского и экологического строительства в Университете Карнеги-Меллон.

Он отмечает, что проектировщики и политики должны сосредоточиться на реконструкции инфраструктуры - зданий, автомагистралей, аэропортов, плотин, очистных сооружений и электросетей - с тем, чтобы она могла выдерживать новые требования меняющегося климата. Это означает прогнозирование, как потребностей людей, так и новых экологических проблем, которые могут усугубить существующую систему в результате изменения климата.

Возьмем, например, прогноз о том, что в следующем столетии глобальный уровень мирового океана может подняться до 2 метров. Поскольку 90 процентов городских районов мира расположены вдоль водных объектов, необходимо принять меры для защиты низинных районов от наводнений, а также для подъема или перемещения прибрежных дорог, мостов и дамб.

А как же последствия повышения общей температуры?

Межправительственная группа экспертов по изменению климата (МГЭИК) прогнозирует повышение глобальной температуры на 1,3 - 5,6 градусов Цельсия в течение следующего столетия. Еще более тяжелая ситуация складывается в городах, где акры бетона поглощают и удерживают опасные уровни тепла.

Ураган Сэнди в штате Нью-Йорк. Источник: Яндекс.Картинки.
Ураган Сэнди в штате Нью-Йорк. Источник: Яндекс.Картинки.

Некоторые американские города уже предпринимают шаги в этом направлении. После катастрофического наводнения и урагана, вызванного суперштормом "Сэнди" в 2012 году, Нью-Йорк инвестировал 20 миллиардов долларов США в десятки мер по защите 10 миллионов жителей города от прибрежных ураганов, которые будут только учащаться и усиливаться по мере потепления планеты. Нью-Йорк отправил 3,7 миллиона кубических метров песка для укрепления почти 16 километров дюн вдоль Кони-Айленда. Восстановленная пешеходная дорожка Rockaway Boardwalk, которую Сэнди разорвала на куски, была поднята над 100-летней поймой, а бетонная подпорная стена под ней будет служить барьером против штормовых приливов.

Самарас также ссылается на программу Фонда Рокфеллера "100 устойчивых городов", которая помогла популяризировать новую роль директора по устойчивости в крупных городах мира. С момента запуска программы в 2013 году почти 100 городов мира опубликовали долгосрочные стратегии обеспечения устойчивости, в рамках которых уже профинансировано более 3000 конкретных инициатив. Организация закрылась 31 июля 2019 года, но Фонд Рокфеллера объявил о своем намерении выделить 8 млн. долл. США на поддержку работы главных сотрудников по вопросам устойчивости и городов-участников сети "100 жизнеспособных городов".

Парижский опыт.

Париж, например, принимает меры против таких смертоносных тепловых катаклизмов, как трагедия 2003 года, в результате которой погибло более 700 парижан. Парижская стратегия устойчивости 2017 года направлена на преобразование 761 школы города в "зеленые острова", которые будут функционировать как городские оазисы с более низкой температурой. Первые 30 парижских школ были отремонтированы с зелеными крышами, системой сбора дождевой воды, охлаждающими фонтанами и большим количеством деревьев. Стратегия предусматривает преобразование к 2050 г. всех школ Парижа в оазисы.

Школа-оазис в Париже. Источник: Яндекс.Картинки.
Школа-оазис в Париже. Источник: Яндекс.Картинки.
"Все эти элементы инфраструктуры должны быть спроектированы таким образом, чтобы выдерживать экстремальные погодные условия на протяжении всей жизни, - говорит Самарас.

Инфраструктура США уже сейчас остро нуждается в обновлении, даже без учета угрозы изменения климата. Страна получила D+ по карточке инфраструктурного отчета за 2017 год, выданной Американским обществом инженеров-строителей (АОИС). Как и в 2013 году (отчет выпускается раз в четыре года), АОИС дала низкие оценки мостам, водохранилищам, плотинам, пристаням, портам и внутренним водным путям страны, указав на давно назревшую модернизацию в миллиарды долларов, которая позволит сохранить жизнь американцев и средства к существованию в течение следующего века.

Проблема заключается в том, что все эти реновации и модернизация требуют больших затрат, а изменение климата является заведомо политизированным вопросом. Тем не менее, даже глубоко пристрастный Конгресс США предложил в 2019 году законопроект об инфраструктуре стоимостью 287 миллиардов долларов США под названием "Закон о транспортной инфраструктуре в Америке", который предусматривает выделение 4,9 миллиарда долларов на пятилетний период специально для инфраструктурных проектов, повышающих устойчивость дорог и мостов к экстремальным климатическим катастрофам. Если законопроект будет принят, то это создаст ежегодный спрос на проекты по повышению устойчивости прибрежных штатов в размере 1 миллиарда долларов США.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ:

Федеральный трастовый фонд автомобильных дорог, хранящий деньги на строительство и содержание американских автомагистралей, в основном пополняется за счет налога на бензин (18,3 цента с галлона), который не корректировался с момента его введения в 1993 году.