Весь XIX век Россия активно продвигалась на Восток, пока в Центральной Азии не столкнулась с интересами Британской империи. Наиболее остро это проявилось в Афганистане в связи с чем российская армия активно собирала сведения о военных возможностях афганцев. Военный журналист Б.Л. Тагеев побывав в Афганистане оставил яркую характеристику афганским воинам и их отношению к русским:
Русские об афганцах
"Афганец храбр и стоек, он скорее умрет, чем оставит свой пост, что оправдывает факт геройской смерти капитана Гуляма-Айдар-Хана на Аличурском посту.
- Я рабом не был и не буду, - сказал капитан. - А если вам нужно оружие, то перебейте всех нас и возьмите его с мертвых.
Упорство капитана и, наконец, открытый им огонь, вызвал полковника Ионова действовать против него оружием, и афганцы легли почти все, "повинуясь законам отечества", во главе со своим храбрым начальником. Кроме презрения к смерти, афганец еще отличается бескорыстною честностью: никакие богатства в мире не заставят его отступить от долга своей службы, от данной им клятвы эмиру.
"Шугнанцы заядлые враги отзываются о них, как о военных не без восторга: Афганцы лютые звери. Но они герои и гораздо храбрее англичан. Они гораздо хуже вооружены, но они все равно берут тем, что никогда не бывают в нерешительности. Самое небольшое число их бросается иногда на страшные силы противника и раз только афганец пошел в атаку, то он или умрет или победит".
"Среди множества разнообразных народностей Азии, нельзя встретить более симпатичного и представительного народа, какими являются афганцы, представляющие собою как бы одну военную семью, проникнутую истинно военным духом"
Афганцы о русских
Из разговора с майором афганской армии Мурад-Ханом:
"Мы любим русских за то, что русские храбры и великодушны, и мы готовы даже содействовать им если они вздумают идти на Индию. Если Россия поднимется на Индию, то Афганистан будет в передних рядах ея".
Англичане богаты и щедро плачут своим войскам, а вот русские войска не обладают такими средствами и несмотря на то, что их генералы и офицеры несравненно лучше английских, они оплачиваются гораздо хуже ... на что я ему заметил, что у нас, у русских, служат из чести служить в войсках своего Отечества и за платою не гонятся"
Армия Афганистана
"Афганские войска, как и наши разделяются на пехоту, кавалерию и артиллерию, первые кроме того на гвардию и армию и на регулярное войско или низам и на иррегулярное и ополчение.
Кавалерия представляет собою высший род войск, туда выбираются самые красивые афганцы и подбираются лучшие лошади. Но все же полки эти уступают иррегулярной кавалерии, которые в национальных костюмах представляют великолепное зрелище. Красавец-афганец в живописно надетой чалме, в черном бешмете, с закинутой за спину винтовкой, представляет собою величественно-воинственный вид и несравненно по внешнему виду стоит выше афганца, одетого в самую красивую европейскую форму. Первая забота каждого афганца - это его скакун; скорее он сам будет голодать, а лошадь у него всегда будет сыта и закрыта теплой попоной. Также один из предметов роскоши у афганца - это его холодное оружие и часто в чай-ханэ или в офицерском казино затеваются целые грандиозные споры превосходства его у одного или другого, кончающиеся часто даже кровавыми драмами.
Гвардейская пехота щеголяет ... чему способствует довольно красивая форма солдат, состоящая из красных суконных мундиров с белыми выпушками по бортам, с белыми или желтыми воротниками и обшлагами, с такими же погонами, с медными, украшенными английским гербом, пуговицами. Головной убор состоит из каски, сделанной из кожи и подбитой войлоком, или из толстого пропитанного мастикой сукна с медным английским гербом. Коричневые или белые брюки и башмаки с сильно загнутыми концами довершают костюм гвардейца. Гвардия вооружена нарезными ружьями системы Снайдера и более новыми, даже и магазинными карабинами (кавалерия) и каждый солдат имеет по две патронные сумки на ремне, сделанном из кожи.
Армейская пехота или носит черный костюм, состоящий из черного мундира без погон, черных брюк и барашковой шапки, или же в национальных костюмах. Впрочем и некоторые гвардейские полки заменяют форменный головной убор белою чалмою, которая несравненно более идет афганцу, чем безобразная суконная каска.
О спорных территориях с Россией:
"Во время разговора о наших спорных границах, он ( майор Мурад-Хан) даже сострил:
- Вот вы считаете, что Ляангар ваш, - обратился майор к одному из офицеров. - Так почему же там стоит наш кавалерийский полк?
- А потому, - сказал наш офицер, - что полк этот нам нисколько не мешает, но если бы помешал, то мы нашли бы средство устранить это препятствие.
- Так, - сказал Мурад-Хан, - так Ляонгар ваш?
- Да, наш, - утвердительно повторил поручик
Афганец усмехнулся, блеснув своими жемчужными зубами и взяв из портсигара предложенную папироску, прибавил:
- В таком случае Петербург мой!
Подобная острота вызвала всеобщий хохот
Читайте статью:
Когда сопротивление кажется безнадежным, они начинают биться насмерть: британец о русских солдатах
Лучше умереть, чем жить как трус! Гуркхи против сикхов