Эта история началась на полях Прованса, среди шелеста деревьев под лучами южного солнца, чьи стволы вились спиралью, а их кроны закрывали от палящей жары ирисы; ее запомнили страницы сотен писем, изрисованные портретами крестьян и друзей; эта история рассказана кадрами фильмов и воссоздана в живых полотнах; история, длиною в жизнь, сейчас обрамлена стенами музея.
В каменно-стеклянной геометрии воплотились архитектурные мысли сразу нескольких архитекторов, создавших новый дом для ярких, полных красок жизни и боли одновременно, картин Винсента ван Гога. Музей, чье строительство могло не состояться, если бы не она - Йоханна ван Гог-Бонгер (1862-1925). История одного человека нашла продолжение в жизни другого, пройдя путь полный трудностей и сохранив веру, Йоханна смогла добится мирового признания творчества Винсента ван Гога. Как сложилась ее история?
1887 год, Амстердам, Йоханна изучает английский в женской гимназии, в это время она знакомится с Теодором ван Гогом (1857-1891), который влюбляется с нее с первого взгляда. Апрель, 1889 год, Тео ван Гог и Йоханна Бонгер поженились и переехали в Париж, в январе следующего года у них родился сын, которого назвали в честь брата Тео - Винсент Виллем. 31 января, Тео сообщил Винсенту о рождении племянника, и в ответном письме художник написал о своем намерении создать подарок, который бы украшал спальню супругов и стал символом новой жизни - им стала картина “Ветка миндаля”. (Миндаль начинает цвести ранней весной в южных провинциях Франции и является предвестником весны.) В начале лета 1890 года молодая семья отправилась в Овер-сюр-Уаз неподалеку от Парижа, навестить Винсента ван Гога.
«Я заболел как раз в тот момент, когда писал цветущий миндаль. Можешь не сомневаться, что, если бы я был в состоянии работать, я написал бы и разные другие деревья в цвету. Но мне, ей-богу, не везет — сейчас почти все они уже отцвели. Работа шла успешно, последнее свое полотно «Цветущий миндаль» — ты его увидишь — я сделал, пожалуй, лучше и тщательнее, чем все предыдущие: оно написано спокойным, более уверенным, чем обычно, мазком…» - Винсент в письме к брату Тео.
Брак Йоханны и Тео не был долгим, через два года Йоханна овдовела. Спустя несколько дней после смерти Винсента, его брат впал в глубокую депрессию, доктора заметили признаки душевного расстройства. Тео хотел устроить посмертную выставку работ Винсента при поддержке Дюран-Рюэля, однако безуспешно. Тогда он провел ее в своей квартире (сам переехал в соседнюю) при содействии Эмиля Бернара. Состояние Тео ухудшалось, по настоянию брата жены он согласился отправится на лечение в сумасшедший дом Этуаля, там ему был поставлен диагноз “Острая маниакальная возбудимость и прогрессирующий общий паралич”. Затем Йоханна убедила врачей перевести Тео в Медицинский институт душевнобольных в Утрехте, где он и скончался в возрасте 33 лет.
Оставшись с младенцем на руках и сотнями полотен и рисунков, Йоханна продолжила миссию мужа - открыть миру искусство Винсента ван Гога. Переехав из Парижа обратно в Нидерланды, она начала работать переводчиком чтобы прокормить себя и сына.
Сотрудничество с музеями, предоставление для временных экспозиций картин, устройство отдельных экспозиций в добавление к продаже работ способствовало популяризации творчества Винсента ван Гога и повышения их стоимости. Йоханна была одним из устроителем порядка 20 выставок работ Винсента ван Гога, включая самую масштабную - выставка 1905 года в Городском музее Амстердама.
“С тех пор как я приехала в Голландию, люди начинают больше интересоваться работами Винсента, и едва найдется газета, не писавшая о них” - запись в дневнике Йоханны 1892 год.
Следующим шагом стало представление творчества Винсента международной аудитории. Йоханна связывалась с различными дилерами из Нидерландов, Германии, Франции, предлагая им 10-15 процентов от продаж работ, и настаивая на продаже в частные и музейные коллекции по всему миру.
Взгляд музеолога: Йоханна ван Гог-Бонгер – фантастическая женщина, которая подтверждает непопулярную мысль: «один в поле – воин».
Это был по-настоящему смелый поступок. Одна против всех – настоящий вызов обществу! Кажется, именно мыслями о том, что любящий человек никогда не может забыть другого, и руководствовалась Йоханна, воплотив в жизнь идею своего покойного мужа.
На мой взгляд, Йоханна – это один из прекрасных примеров того, как уже в начале XX века представлена активная деятельность женщины в музее. Интересно, что этот вопрос только начинает изучаться в новой музеологии. Позже, в пространствах музеев и галерей по всему миру появятся и другие женщины – от Пегги Гуггенхайм до Ирины Антоновой.
Чтобы способствовать продвижению работ Винсента ван Гога на художественной арене, Йоханна также обратилась к эпистолярному наследию художника. Письма Винсента к Тео, переписка длиной в 18 лет, от первых наставлений старшего брата до самых серьезных тем жизни и искусства, письма, в которые были вложены эскизы будущих шедевров и зарисовки местной жизни, были тщательно сохранены ею, затем оформлены в отдельную книгу, к которой Йоханна написала биографическое вступление, на многие годы ставшее наиболее важной документацией жизни художника.
“Как только люди больше узнали, о мыслях ван Гога при создании своих произведений, восхищение возросло” - Ханс Луийтен, биограф Йоханны.
Взгляд музеолога: Совсем недавно я стала участницей интересной дискуссии: правильно ли публиковать на всеобщее обозрение личные тексты? Хотим ли мы, чтобы через много лет, раскрыли наши заметки, почту, записи, полные частной информацией? Ведь музеи, например, пестрят копиями писем, рассуждений из записных книжек или даже заметок с камерными, буквально интимными переживаниями художников…
Личное, которое являлось физической или интеллектуальной собственностью человека, переносят в поле зрение общественного, и теперь каждый может как будто «поговорить» с той самой личностью или узнать его секреты. Я не берусь судить, хорошо это или плохо, лишь подчеркну, что все это очень естественно. Поступок Йоханны позволил развить изучение личности Винсента ван Гога, а также оказал большое влияние на активный перевод эпистолярных источников и дневников. И все это, как нам известно, в конечном итоге вылилось в настоящий культ художника.
192 живописных работ и 55 рисунков, которые разошлись по всему миру - такими цифрами описывается успешная пиар кампания “открой для себя Винсента ван Гога”. Результаты мы можем увидеть, например, в Национальной галерее Лондона в виде прекрасных подсолнухов или “Звездной ночи”, которая успешно пересекла океан и нашла новый дом в Музее Современного Искусства в Нью-Йорке (если вы не успели ознакомится с нашим недавним материалом об этом музее, то найти его можно здесь). Однако, были работы не для продажи, те произведения “что должны остаться с семьей”.
Йоханна скончалась в 1925 году, её сын Винсент продолжил миссию по увековечиванию памяти своего тезки, создав Фонд Винсента ван Гога в 1960 году, в 1973 году он открывает музей, автором проекта которого стал Геррит Ритвельд. Спустя 20 лет здание было модернизировано: прошла реставрация, построено новое крыло (архитектор Кисё Курокава).
Коллекция музея включает в себя 200 полотен, 400 рисунков и сотни писем. В выставочных залах вы сможете открыть историю великого художника, словно перемещаясь по главам одной удивительной биографии. Этому открытию помогает планировка: она жестко разграничивает архитектурный объём на блоки, организованные по хронологическому принципу; транзитные участки, такие как лестница и переходы, возвращают вас к реальности, где господствуют селфи и поп культура с тиражированием работ Винсента на различных предметах и поверхностях, однако в залах вы полностью защищены от современности - телефоны спрятаны в карман, вследствие запрета фотографирования, глаза обращены в мир картин. Сконструировать прошлое в воображении зрителя помогают дополнения к работам художника, такие как объекты его быта, рисовальные инструменты или предметы антуража, словно перенесённые из самих картин в нашу реальность.
Также в музее представлены произведения современников художника, таких как Поля Гогена, Эмиля Бернара, Эдуара Мане, Клода Моне и др.
Взгляд музеолога: Летом в Голландии появляется новый цветочный символ - подсолнух, потому что вокруг знаменитого музея ван Гога в Амстердаме расцветает ковер из дивных желтых цветов. Подсолнухи стали отличительным знаком знаменитого по всему миру художника.
Музей Винсента ван Гога - это удачный пример интересного сочетания - и лирического творчества печального художника в теплых цветах, и любовь его близких, и богатая история, и современная архитектура, и самое главное, что может быть – красота и преданность.