Сланцевый бум, приведший к тому, что США стали крупнейшим производителем нефти в мире, может обанкротиться. Цены на нефть падают на фоне снижения спроса, банкротств и увольнений, бурение идет вниз, что свидетельствует о кризисе, который спокойно обрушивается на отрасль.
Одними из самых успешных компаний в нефтяном бизнесе являются известные имена, - считают Exxon Mobil или Chevron. Но бурение сланцевых скважин велось более мелкими независимыми операторами. Эти компании вышли за рамки технологий бурения и пошли на большой риск на недоказанных месторождениях.
Сегодня на долю сланца приходится около двух третей добычи нефти в США и почти весь рост отрасли, но многие компании, которые сделали возможным этот рост, в настоящее время изо всех сил пытаются удержаться на плаву.
Это во многом связано с бизнес-моделью американского сланца, говорит Дэвид Декельбаум, аналитик инвестиционного банка Cowen. "На каждый доллар, который они принесли, они потратили бы два", - говорит он.
В течение многих лет операторы сосредоточивались на бурении множества новых скважин очень быстро, отдавая приоритет не рентабельности, а взрывному росту. До сих пор они могли рассчитывать на высокооплачиваемых инвесторов, которые были готовы вкладывать свежий капитал в отрасль, несмотря на годы скудной доходности.
Это история, которая может быть знакома всем, кто следит за технологической индустрией в последние годы. Декельбаум сравнивает его с неким менталитетом изыскателей.
"Всегда есть идея о новой пьесе, которая принесет миллиарды бочек дохода, и если вы сможете прийти раньше, то это окупится в долгосрочной перспективе", - говорит он.
Нефть всегда была бурно развивающейся отраслью. Например, в 2014 году катастрофический обвал цен привел к спаду в отрасли. Но даже тогда миллиарды новых инвестиций влились в американский сланцевый газ.
Сегодня снижение мирового спроса на нефть в очередной раз ведет к снижению цен. Что изменилось в этот раз? Похоже, что инвесторы больше не хотят выписывать отрасли пустые чеки.
"Я думаю, что теперь вы увидели много давления: "Мы хотим, чтобы вы были настоящим бизнесом". Ваша структура затрат слишком высока, у вас слишком большой долг, я больше не буду финансировать ваше бурение за счет внешнего капитала. Ты должен жить по средствам", - говорит Декельбаум.
Не имея доступа к новым денежным средствам, многие производители отказываются от геологоразведочных работ. Количество буровых установок для бурения новой нефти достигло самой низкой точки за последние два года.
Это плохая новость для таких людей, как Рон Фонтан, который работает на буровой установке в Баккенском сланце Северной Дакоты. Он вспоминает, как несколько лет назад, когда цена на нефть составляла более 100 долларов за баррель, а компании прекращали бурение.
"Тогда мы все еще процветали", - говорит Фонтан. "Каждый месяц выходили буровые установки. Мы не могли идти в ногу, так много работы происходило."
Однако сегодня, когда все больше и больше буровых установок простаивают, жизнь Фонтана и его коллег-бурильщиков стала неопределенной.
Мы перешли от трехлетних контрактов к контрактам с богатыми скважинами, а это значит, что вы пробурили одну скважину, и если вы проделали хорошую работу, то они дадут вам другую". Или они бросают тебя, и ты должен выяснить это оттуда, - говорит Фонтан.
Он не единственный, кто чувствует щепотку. Компания Halliburton, один из крупнейших игроков на рынке бурения сланцевых скважин в США, уволила почти 3000 рабочих. В Пермском бассейне, самом плодородном нефтяном месторождении страны, занятость практически полностью прекратилась - после роста более чем на 11% в прошлом году.
Между тем, многие из мелких производителей, накопивших долг, пытаются его вернуть. Это привело к волне банкротств - почти три десятка на сегодняшний день в этом году.
Все это приводит к замедлению добычи нефти. Согласно данным Министерства энергетики, в первом полугодии 2019 года производство не изменилось после роста более чем на 20% в прошлом году. Теоретически, по мере замедления производства и сокращения предложения, цены на нефть должны вновь возрасти, что может обеспечить столь необходимый подъем. Вопрос, по словам Фаунтана, в том, сколько компаний смогут выжить до тех пор.
"Я думаю, что как индустрия мы будем в порядке", - говорит он. "Но я думаю, что есть много людей, которые задерживают дыхание."