Найти тему
Алекс Громов ПЕРСИЯ

Юстиниан и Хосров: мир за 4 тонны золота

Весной 531 года персидская армия под командованием Азарета пересекла Евфрат. Противостоял им командующий византийцами хитроумный Велизарий. Он не желал вступать с персами в битву, предпочитая заставить их отступать. Но воины Велизария, недовольные такой тактикой, стали кричать в лицо командующему, что он трус, отбирающий у них добычу и славу. Попытка Велизария успокоить своих солдат, призывая в выступлении войско к благоразумию, выступив с речью провалилась. Поэтому, чтобы избежать бунта, Велизарий заявил, что тоже, как и все, хочет дать персам сражение и даст его.

Битва состоялась 19 апреля 531 года, и шла весь день с переменным успехом. Но в самом конце дня персы успешно атаковали правый фланг византийской армии, византийцы все же смогли удержать позицию, а на следующей день пришедших судах переправились на левый берег Евфрата и укрылись в городе Каллиника, бросив на поле боя своих убитых.

Монета с изображением царя Кавада
Монета с изображением царя Кавада

Но правитель Персии Кавад, несмотря на захваченную добычу, снял Азарета с поста командующего армией – за понесенные персидскими войсками большие потери, и что Азарет не сумел захватить ни одного города. Хотя войска Юстиниана смогли одержать несколько побед, выиграть войну против державы Сасанидов не смогли. Начались очередные византийско-персидские переговоры. В сентябре 531 года Кавад скончался и к власти пришел его младший сын Хосров. А летом 532 года между Византией и Персией был заключен «Вечный мир».

Хосров I Ануширван
Хосров I Ануширван

Причем, как пишет С.Н. Чернявский в книге «Войны Юстиниана. Конец античного мира», ромеям этот мир обошелся весьма дорого. В прямом смысле слова: «В Иран поехали три дипломата: Руфин, Александр и Фома. «Стараясь заслужить милость Хосрова, — вспоминает Кесариец, — послы наговорили ему много льстивых слов». Шаханшах произвел давление на послов и добился уступок. Те согласились купить мир за 110 кентинариев золота… Итого персы затребовали четыре с лишним тонны золота». Также царь Хосров повелел передать, что укрепления в Лазике останутся в его власти, а это был стратегически важный город. Император Юстиниан согласился.