Найти тему

Богатство к жизни. Богатство к смерти.

Воскресение с Евангелием.

И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю бо́льшие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.
Лк. 12, 16 -21

Данная притча рассказана народу после того, как юноша из толпы обратился ко Христу с просьбой рассудить его с братом касательно наследства. Как говорят некоторые толкователи, скорее всего этот юноша был младшим братом и просил свою долю у старшего, в чьем ве́дении после отца осталось имущество родителя. Христос намеренно уходит от роли третейского судьи. Не потому, что Ему не хватило житейской мудрости рассудить братьев. Его служение заключалось совершенно в ином. Господь пришел на землю с проповедью о Царстве Небесном. Его служение религиозное, а не мирское.

Почему после просьбы юноши Христос рассказывает притчу о безумном богаче? В чем безумство этого человека? Желание юноши о справедливом разделении имущества вполне уместно, также как и желание богача сохранить свой урожай. Библейское употребление слова «безумство» и «безумный» используется как характеристика не умственных способностей, а отсутствие веры в промысел Божий, чувства присутствия Бога в жизни человека. На мой взгляд неуместность во все не в том, что юноша хочет по праву причитающейся ему доли. Неуместность обращения ко Христу с просьбой обеспокоится его земным имуществом пропуская мимо ушей проповедь Христа о Небесном, духовном богатстве.

Саму притчу Христос предваряет словами: «жизнь человека не зависит от его имения». Человеческая жизнь никак не зависит от количества и качества его имущества. Жизнь человека исключительно в руках Божьих. Безумство богача в его надежде на свое богатство. «Много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись». Несчастный человек забыл, что взошедший урожай — это милость Божья к нему, а не исключительное дело его труда. Несчастный человек позабыл, что не только посланное имущество он принимает из рук Божьих, но сама его жизнь находится в воле Божьей. Несколькими стихами позже Христос призовет слушающих продавать свое имение ради милостыни нуждающимся. В намерении этого богача был лишь эгоистический покой и увеселение. Мы видели подобное уже в притчи о богаче и Лазаре.

Иштван Орос
Иштван Орос

Господь обличает в этом отрывке каждого из нас в том, что мы не используем данное нам Богом здоровье, имущество, таланты, карьеру для сокровища небесного. Бог дает нам все средства для того, чтобы «богатеть в Бога» - употреблять их на служение добру. Эти средства мы не вкладываем в жизнь вечную истрачивая их в пустую в земной жизни. Мы забываем, что земная жизнь конечна. Стремление к карьерному росту, слава от признания таланта, растущий банковский вклад в любой момент может прерваться словами: «в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?».

Официальная группа Нижнетагильской епархии

01 декабря 2019 год, Нижний Тагил