Сегодня мы поговорим о фильме "Сталкер" - Андрея
Тарковского.В этот раз я захотел обозреть фильм,а не игры.Почему?
Потому что ,именно, по этому фильму делалась, для меня самая любимая игра, - "S.T.A.L.K.E.R. - Shadow of Chernobyl".Да и также, я писал в описании канала,что основная тематика,конечно же, игры.Но также, в том же описании было сказано,что могу и рассматривать другие темы,поэтому представляю вашему взору данную статью.Если статья наберёт много прочитываний ,то я сделаю обзор на книгу братьев Стругацких - "Пикник на обочине".Ну что ж, давайте приступим.
Фильм философский, открытый
и многослойный, несмотря на некоторое
ощущение простоты,
которая свойственна всем гениальным
фильмам, его нельзя посмотреть один раз и
понять. В первую очередь надо отметить,
что кино для тарковского - это искусство,
поэтому хоть он и признаёт, что кино
должно окупаться, но хочет чтобы зритель
смотрел фильмы не только ради развлечения.
По сюжету фильма существует некая зона,
которая возможно возникла после падения
метеорита, возможно ее создали пришельцы,
хотя откуда она точно взялась никто не
знает. И вот в этой зоне по слухам есть
комната, исполняющие желания.
Зона - это очень капризно и опасно, а
поэтому есть люди - сталкеры, которые водят
по ней путников. И вот появляется наш
Сталкер, который ведет писателя и
профессора в комнату желаний.
Этот путь по зоне и составляет основную
часть фильма, а монтаж намеренно сделан
так, что этот путь выглядит непрерывно.
Следует сразу сказать, что Писатель
Профессор и Сталкер олицетворяют
искусство, науку и религию, для более
сильного сравнения их имена намеренно не
называют, некоторые критики даже склонны
сравнивать их со Святой Троицей. В центре
фильма конечно Сталкер, который
является таким себе апостолом нового вероучения.
Хотя по ходу истории каждый из
персонажей фильма в определенный момент
берет первенства и выдает гениальный
монолог, где выражает свое философское
начал. При этом очень интересно наблюдать
за отношениями "троицы",
как за отношениями искусства,науки и
религии в мировой истории, в каких
ситуациях, кто на кого нападает и ,кто и
кого защищает. Сценарной основой стала
повесть братьев Стругацких - "Пикник на
обочине", которую сами же братья и
переделывали в сценарии, но все, что
осталось от первоисточника - это понятие зона.
Однако братья Стругацкие понимали гений Тарковского
и были готовы к тому, что режиссер вложит
свой совсем иной смысл в их произведения,
за что и заплатили сполна.
Переписывать сценарий фильма им пришлось
девять раз. Конечный вариант где
проводник по зоне Сталкер - Юродивый, он
придуман чуть ли не от безысходности и
именно он, наконец-то, устроил Тарковского.
Изначально фантастический фильм пришел к
тому, что в зоне должно быть как можно
меньше фантастики, но присутствовать
непрерывное ожидании чего-то
сверхъестественного. Максимальное
напряжение, вызываемое этим ожиданием, и
ничего зелень, ветер, вода.
Тема желаний в фильме очень тесно вплетена
в само путешествие. Сталкер говорит, что
путь по зоне опасный, и прямо в ней никто не ходит.
При этом сама зона - такая, какой ее делает
человек те, кто пришли с оружием погибли
из-за своих намерений, и только несчастных и
безнадежных она пропускает.
Никто из героев фильма того счастья о
котором говорят, не видел и не знает, что
это такое перед самой комнатой. Они
поняли что исполнение желания,
счастливыми их не сделает. Зона очень
напоминают сон, она намерена выделена
яркими цветами в фильме, в противовес
реальности, которая изображена в мрачных и серых тонах.
Путь героев похож на движение во сне,
когда идешь в одно место, а оказываешься в
совершенно неожиданном. Исполняется в ней
только заветные желания, которые
соответствуют натуре человека, а ни про
которые просят в комнате. Довольно
специфичные отношения у Сталкера с зоной, у
них не то любовь, не то какая-то страсть с
постоянными ссорами.
Характерной чертой фильма является
глубокий символизм и религиозность, без
которой по личному мнению Тарковского, не
может быть искусства как такового.
Особенно яркой в этом плане есть сцена с
отрывками из библейского апокалипсиса.
Путем символов режиссер показывает наш
мир от сотворения богом и до его конца.
Мы видим как тьма уходит, и появляются
растения и животные,
мы смотрим за приходом и рассветом
человека, эта часть выделена переходом от
земли или песка к
искусственной плитки. Мы видим как
приходит коммерция, а потом
технический прогресс,
оружие, войны, все через простые и понятные
предметы. После этого дни человечества
сочтены и цикл заканчивается. Эта
гениальная сцена длится около 5 минут.
Вообще во время работы над фильмом,
Тарковский ,скажем, был самим собой. Это
лучше всего передаёт цитаты
администратора картины
Это дерево в один день мы снимали 5 часов,
а на следующий день еще 8. Наверное сюда
еще стоит добавить ответ Тарковского на
ремарку, насчет
мелкого брака, якобы зрители этого не
заметят, ответ был: зрители вообще ни
хрена не заметят, но мы не для них делаем
картину, однако, для кого именно снимался
фильм, Тарковский так и не уточняет. Чтобы
понять глубину символизма в фильме,
перемотайте приблизительно на его
пятидесятую минуту и найдите этот эпизод.
И как вы все прекрасно поняли это
писатель насвистывает композицию
Себастьяна Баха, что есть аллюзии на
"Евангельские события". Для Андрея Тарковского
и других создателей фильма Сталкер оказался роковым.
Все исполнители главных ролей и режиссер
умерли преждевременно. Кстати в цене
"апокалипсис", режиссер принципиально
хотел оставить страницу календаря с
датой 28 декабря, а через семь лет
после выхода "Сталкер",
в ночь с 28 декабря на 29, он скончался.
Проблемы были и при создании фильма,
который снимали огромнейший для кино
срок 3 года. За период съемок на картине
сменилось три оператора, а сам фильм был
переснят трижды. Первая версия фильма
была испорчена, вторую забраковал сам
режиссер. Можно представить о чем думал
Тарковский, когда ему сообщили, что
запороли несколько тысяч метров
дефицитной пленки "Кодекс" со всем отснятым материалом.
В результате всего этого бюджет картины
перевалил за 1 миллион рублей или 2
миллиарда рублей на сегодня. Вообще
фантастический фильм с таким бюджетом,
по меркам голливуда должен выглядеть
несколько иначе,
но фильм во многом не похож на остальную
голливудскую классику.
Тут нету привычный 3-ёх актной структуры и
нестандартного нагнетания событий. Тут
совершенно другой способ взаимодействия
со зрителями, но он отлично работает.
Конечно я не мог рассказать в этом кратком обзоре
"Сталкер" все, да и это невозможно, но
надеемся, что интерес его посмотреть и
подробно изучить все таки возник, а с
предоставленной информацией,
процесс просмотра "Сталкер" станет
увлекательнее и понятнее.