Напишу сюда, потому что тема народовольцев периодически всплывает, наряду с декабристами
Сходили на спектакль "Жизнь за царя" в ЦДЛ. Итальянского режиссера Джулиано де Капуа. Итальянского, Карл! Спектакль совершенно русский. Получил несколько премий. Очень живой (и развивающийся - те, кто был на прошлых представлениях рассказывали, что актеры что-то меняют, добавляют деталей и т.д.)
Начинается спектакль в фойе. С ведущего, с нескольких текстов, Толстого и Достоевского, звучащих как актуальное обращение к зрителям. С фотолаборатии прямо на сцене, подсвеченной красными фонариками, с фотографий героев... А потом на сцену выходят сами герои. Четыре актера, сменяясь, проигрывают и проживают кусочки из писем и воспоминаний этих людей.
Объективно говоря, спектакль неоднозначен. Там довольно много странноватых стебных кусков, и авторы, кажется, не вполне понимают, над чем и зачем стебутся.(особенно странен и стебен очень длинный кусок про убийство Мезенцева). Показать другое мнение о народовольцах? Кажется, это можно было и по-другому.
Второй существенный недостаток: бессюжетность. То есть какие-то куски отдельных сюжетов тут есть, и в итоге самым явным и страшным сюжетом оказывается история Геси Гельфман: потому что тут в единственном случае выходит ведущий, и рассказывает голосом в подробностях, что, собственно, с ней произошло. В других случаях - нет, не рассказывает: поди догадайся, если сам не знаешь, что Клеточников умирает после голодовки в заключении, а не просто шатается, хотя это сыграно, поди догадайся вообще о всех этих судьбах, если не очень опознаешь, кто все эти люди (я опознала не всех).
...Но возможно сюжет и не был здесь нужен?
Потому что главным в итоге стали сами тексты. И их зашкаливающая, потрясающая политическая актуальность. Несправедливость суда. Социальное неравенство. Несменяемость власти. Отсутствие свободы слова. Коррупция. Бедность. Нехватка лекарств в больницах. Блин, оказалось что стоит добавить в текст воспоминаний Фигнер пару матерных междометий - так он сразу звучит просто как речь любого из давеча арестованных после выборов в московскую думу.
И финалом спекталя было звучащее из зала к зрителям: "Идите, это у нас нет выхода, а у вас - есть!".
По конкретике тоже скажу:). Лучше всего получились все-таки куски, в которых рассказывается какой-то сюжет. Ну потому что человеческое восприятие такое: просто текст политической декларации звучит много хуже, чем рассказанная история. Истории - коротенькие, но внятные - там были:
Очень спорная, но совершенно прекрасная Вера Засулич. Сделано было виртуозно.
Понравился Клеточников (и блин, вот тут не хватило такого же рассказа ведущего, как про Гесю Гельфман).
Кибальчич со своим летательным аппаратом. Плакать меня в итоге пробило примерно на нем.
И Вера Фигнер, двумя кусками из мемуаров. Очень удачный кусок для завершения был выбран, очень крутой финал.
В общем по итогам - очень хороший спектакль. Не без огрехов, но как же хорошо, что он есть и играется!
Еще про народовольцев?
Когда часы остановились