В этой статье хотел-бы изложить свое мнение про корабли пр. 22160 . Об их очень многие высказывались в отношение этого проекта и в основном отрицательно . Только почему делали такие выводы и чем обоснованны негативные публикации , не очень понятно . Мало конкретике и примеров , почему делали такие заключения . Теперь я хотел-бы изложить что думаю об этом проекте . Эти корабли не просто бесполезны , а вредны и снижают обороноспособность ВМФ . Такая видимость пополнения боевого состава флота бесполезными кораблями это безответственно . Теперь обосную свое мнение . Самый главный вопрос ; Почему ВМФ берет на себя функции Береговой Охраны Пограничной службы ФСБ РФ ? Все обязанности кораблей пр. 22160 совпадают с работой Береговой Охраны . У ВМФ своих проблем хватает , а тут еще одна забота . Финансовые ресурсы и время тратим на ненужные корабли . У меня на этот вопрос есть только один ответ . Боевой состав кораблей Береговой Охраны не очень себя оправдывает . Вот например : Корабли пр. 22460 и 22120 ( которые должны быть основными ) имеют ВПП для легких вертолетов типа КА-226 ; Ансат или для БПЛА , а ангар не предусмотрен . Его можно установить , только на это надо время . Почему сразу-же нельзя это сделать ? Взаимодействие вертолета и корабля приносит очень положительные результаты . При патрулировании или при боевом дежурстве задачи или водные могут быть очень разные и нахождение вертолета на борту это уже выполнение задания как минимум 60 процентов . Только надо учитывать погодные условия в осенне-зимний сезон , шторма , обледенение и держать вертолет на открытой палубе это безумие . Теперь перейдем к вооружению пр. 22460 и 22120 . Сейчас очень многие пишут что для пограничного корабля достаточно 30 мм АУ , а в военное время , конфликта его можно заменить . Вы сами-то в это верите ? Очень наивно надеется на это . Для этих работ нужно время и само вооружение , которое должно храниться на оборудованной территории . Эти вопросы за два дня не решить . Что есть на корабле из оружия с тем и вступишь в военный конфликт . Вот боевой состав Морчасти Погранвойск КГБ СССР всегда были готовы к защите рубежей нашей РОДИНЫ . Для Береговой Охраны корабли пр. 22160 очень подходят , стелс-технология , штатный вертолет , АУ " АК-176МА " , плюс две жестко-надувные лодки и одна ДШЛ . Вот и надо отдать эти корабли на баланс Береговой Охране . Теперь снова продолжим обсуждать пр. 22160 . Что хотели построить и что построили это две большие разницы . Начнем с ГЭУ . Должны были установить комбинированную дизель-газотурбинную установку , с совместной работой этих двигателей . На каждую валолинию должны были работать один дизель и одна турбина через редуктор , они обеспечивали кораблю скорость полного хода 30 узлов . Вместо этого установили два дизеля 16Д49 , они дают скорость полного хода 22.5 узла . Каждый из двигателей работает на свою валолинию . В этом случае надо было использовать другую схему движителей . Когда каждый из дизелей работает на две валолинии и предусмотрена совместная работа . Да эта схема более сложная , зато очень экономичная . При патрулирование достаточно работы одного главного . Для военного корабля нахождение двух главных дизелей в одном МО это не допустимо . В случае пожара или затопление отсека : ПРОЩАЙТЕ ТОВАРИЩИ КИПЯЩЕЕ МОРЕ НАД НАМИ . Газотурбинные двигателя на этих кораблях нужны для быстрого увеличения скорости хода , а так-же они используется как резервный вариант ( если дизеля выдут из строя ) . Сейчас начинают оправдываться почему не установили турбины . В одно случае говорят что для патрульного корабля такая скорость не нужна , у его есть вертолет и ДШЛ . Они настигнут нарушителя , браконьера . Только погодные условия не кто не отменял , не всегда эти два аргумента можно использовать . Если вертолет более надежный вариант , то ДШЛ при волнение два бала использовать нельзя . В море такие погодные условия это вполне рабочая обстановка . Вот здесь-бы и пригодилась скорость корабля . Лучше-бы сказали правду , что с газотурбинами проблема . Их на фрегаты и корветы не хватает , а ПК обойдутся без их . Только нельзя забывать что это еще и ВОЕННЫЕ КОРАБЛИ . В этом случаи у их есть другие задачи , чем гоняться за нарушителями и браконьерами . Там скорость играет основную роль . Хотя могли-же установить вместо газотурбин четыре дизеля 16Д49 как на пр. 20380 . Скорость корабля это маневренность , от ее может зависеть жизнь экипажа и корабля . Когда в каждом МО находятся по два главных , которые могут работать как совместно так и раздельно это живучесть корабля . ЭТОГО НЕЛЬЗЯ ЗАБЫВАТЬ . Есть другой вариант оправдания , почему не стали устанавливать ГТ . Что-бы увеличить автономность , сэкономили на турбинах . Как я понимаю что-бы уменьшить расход топлива . Очень странное оправдание . Если хватает дизельных мощностей , зачем использовать ГТ . Только поддерживайте ее в готовности . Будет поход не 60 суток , а 50 . Если использовать турбины , будет служба суток 30 . Этого достаточно для Черного и Средиземного моря , надеюсь что в Аденский залив их не кто не будет посылать . Под большим вопросам их мореходные качества , очень маленькое водоизмещение для такого похода . Теперь что касается вооружения , изначально предполагалась на кораблях пр. 22160 будет штатное ЗРК " Штиль-1 " , сейчас говорят об использование модульного типа . Вот только интересно куда его хотят установить ? Для ЗРК даже место не зарезервировано , ни шахт , ни крышек шахт на верхней палубе нету . Сейчас очень много пишу про вооружение модульного типа и про их носители , про эффективность такого метода . Только для этого нужны сами модули , оборудованные пирсы со специальными кранами для погрузки и замены вооружения , территории для обслуживания и хранения . Цена такой эффективности будет очень высокой . Если корабли пр. 22160 как взаимозаменяемые ракетный - противолодочный это еще можно понять , а когда на их хотят установить водолазные модули это уже слишком . Полноценный спасатель с его все равно не получаться . Если американцы на свои корабли прибрежной зоны планируют за две недели установить модульное вооружение , это при том что ПУ " МК-41 " универсальная и используется для ракет ПВО , ПЛКР и для " Томагавков " . Они этим занимаются уже давно , то мы даже вооружения такого не имеем . Мне очень интересно было узнать кто у нас лоббирует модульное вооружение , оказывается руководство ОСК . Их можно понять . Корабль сдали , а дальше пускай экипаж и оружейники устанавливают , испытывают вооружение . Только зачем руководству ВМФ такие проблемы . Если корабли пр. 22160 стоят не дорого , то про пр. 20386 этого не скажешь . Основное преимущество этого проекта корпус , надстройка и ГЭУ . Зато цена как у фрегата пр. 22350 , на эти деньги можно построить четыре " Каракурта " или другой вариант: один корвет пр. 20380 , один МРК пр. 22800 и один МТ пр. 12700 . Из всего этого можно сделать вывод , возможно модульное вооружение зарекомендует себя в будущем . ТОЛЬКО НАМ ДО ЭТОГО ЕЩЕ ОЧЕНЬ ДАЛЕКО И ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТЬ ДОЛЖНА БЫТЬ ОПТИМАЛЬНОЙ , РЕАЛЬНОЙ И НЕ ДОРОГОЙ . А СДЕЛАТЬ ИЗ ОДНОГО КОРАБЛЯ ДОРОГУЮ , МОДУЛЬНУЮ ИГРУШКУ НА ВСЕ СЛУЧАИ ЭТО ОЧЕНЬ ОПРОМЕТЧИВЫЙ ШАГ . Что касается патрульных кораблей . Некоторые страны для борьбы с пиратами используют вспомогательные и переоборудованные из универсальных сухогрузов . У нас в резерве ( на консервации )и в строю достаточно кораблей которые могли-бы использовать для этого , Вот например : Корабль пр. 10221 " Камчатка " , сейчас уже используют как мишень . Бездарно угробили корабль , а могли использовать как ПК . Таких примеров еще очень много , а они могли-бы еше послужить . Надо было только демонтировать спецоборудование и немного переоборудовать . На этом все ставьте лайки . До свидание .