Мне 26 лет, я заместитель начальника пограничной заставы. В основном моя работа — это бумаги, отчеты, занятия с личным составом, проведение различных мероприятий, инструктажей, контроль за службой подчинённых и т. д. В службе я редко участвую. После школы поступил в один из пограничных институтов России. После окончания по распределению попал в тот регион, в котором и продолжаю служить.
Учебу можно было описать двумя словами. Строгость и жесткость. Сумасшедшие утренние пробежки в берцах. Не зарядка, а разрядка, по ночам первое время ноги сводило. Недостаток сна вечный. Еда далеко не самая сытная и вкусная. Особенно первые три года. Любые косяки в первое время — остаёшься после отбоя драить полы. Жесткие требования к форме одежды: обязательно должна быть чистая подшива каждый день, то есть ее нужно перешивать ежедневно, чистые и начищенные берцы, строго портянки, а не носки.
Те проблемы, которые многие считают проблемами, для меня стали ерундой. Научился меньше спать и больше работать, выдержка увеличилась. Научился стрелять хорошо, приводить оружие к нормальному бою. Научился подчиняться — это обязательно. Терпеть тупых.
Каковы были мои ощущения, когда попал из ВУЗа непосредственно на службу? Было непривычно ощущать себя офицером в первое время. Были и сейчас есть подчинённые вдвое старше тебя. Поначалу это было диковато. Они старше тебя, опытнее, больше знают, а ты должен ими руководить. Хотя поначалу у них и учились всему.
Ожидания сильно не совпадали. Как после школы, так и после института.
Очень неблагодарная работа. Когда-то была самой престижной (во времена СССР). А сейчас стала сплошь забюрократизированной и заваленной ненужными бумагами. Мы, офицеры границы, стали чем-то средним между офисными клерками, преподавателями в пту и обычными солдафонам.
Грубо говоря, я отношусь к руководству, а оно здесь организует весь процесс, чтобы эта военная машина работала исправно и не ломалась.
Я служу в одной из бывших стран СНГ. РФ заключили с этой страной, если ее, конечно, можно так назвать, международный договор, по которому мы помогаем ей охранять границу с сопредельным государством, с которым у этой «страны» определенные тёрки.
Техническое оснащение везде разное, могу сказать про некоторые новшества у нас, так как у нас граница считается хорошо оснащённой. Стоят эти игрушки нереально огромных денег, несмотря на то, что ничего и особенного в них нет. Сейсмические датчики, которые могут определить направление движения, пешеход это был или машина. Время движения. В онлайн-режиме. Ну и ещё различные оптические ночные и дневные средства дальнего наблюдения.
Как у нас с заработной платой, каковы в целом условия службы в подразделениях? В целом, хорошие, но это у нас в регионе так. Не везде так. Есть также дома на территории застав. Квартиры, мебель, кондиционеры, телевизоры, правда, некоторая часть из этого уже не работает. Навесные потолки даже есть. Зарплата хорошая, выше чем в России, в зависимости от должности. Начальник заставы здесь получает примерно 135-140. Заместитель 125-130. Здесь из-за ЗП в основном и служат.
Были и убийства, и похищения, и измена Родине. Тут многое происходило. Наряд сидит, как правило, укрывшись в лесочке, кустах, используя другие складки местности. Или, если это другой вид наряда, то патрулирует местность и ждёт, когда к нему выйдет нарушитель. Либо, когда тревожная группа приезжает к месту сработки сигнализационных средств и обнаруживает там нарушителя.
Что можно сказать о нарушителях? Да в целом это те же хозбытовики (лица, нарушающие границу с хозяйственно-бытовыми целями). Либо те, у кого нету документов на пересечение ГГ в пунктах пропуска.
Расскажу один очень интересный случай, из-за которого чуть не произошёл международный скандал. Есть даже видео на ютубе. Я даже какое-то отношение ко всему этому имею, но косвенное.
В общем, ситуация следующая: есть здесь пункты пропуска через ГГ (государственную границу), на них работаем мы и, соответственно, представители погранохраны здешнего государства. То есть осуществляем пропуск совместно. Правда по факту они ничего не делают, курят бамбук, а всю работу, в том числе по проверке документов и досмотру, выполняем мы. Мы — российская сторона. И вот. Произошёл один такой интересный случай.
Спецслужбы сопредельного государства каким-то образом заставили, я не знаю под каким предлогом, но будем считать, что заставили, так как ходит много слухов, гражданина своего государства прийти к нам на пункт пропуска и начать тут скандалить, устраивать конфликт. Оскорблять наших «коллег», вести себя вызывающе, в общем. Но перед этим они на своей территории поставили камеру, незадолго до этого случая.
В итоге, один из наших «коллег», представителей погранохраны той страны, которую мы помогаем им охранять, достал пистолет, перешёл границу и прям на их территории застрелил бедолагу. И это всё было снято на камеру. После чего приехал спецназ сопредельной стороны, было много различных структур. Была очень напряженная обстановка на тот момент. Была вероятность, что родственники погибшего могли прийти и тупо всех нас расстрелять. Тут кровная месть ещё до сих пор есть.
На той территории и Российские флаги потом жгли, и митинги устраивали, и Евросоюз постоянно приезжал. В общем, вначале инфу подали таким образом, что будто бы это наш пограничник его застрелил. Но позже всё-таки написали, что это сделал представитель ПС (пограничной службы) этого государства. Было потом ещё много шумихи. Мы всё ждали, что на нас могут напасть с той стороны.
Контрактников не хватает, нужно срочку сюда вернуть. Трудовой кодекс, 8-часовой рабочий день, выходные и бла-бла-бла. А работы немерено. Поэтому офицеры буквально живут на работе. А прапорщики в основном работают по восемь часов в день.
Но везде есть свои исключения. Я считаю, что и жить на работе, как мы — тоже неправильно. Всё своё здоровье здесь оставляем, нет личной жизни, свободного времени мало. Я до сих пор поэтому ещё и не завёл семью.
Как физически подготовлены пограничники? Вот тут прям от каждого человека индивидуально зависит. Есть те, которые и пробежать и подтянуться не могут. А есть, которые и подтягиваются по 40 раз и бегать километр за три минуты и меньше. Но их не могут уволить. Кадров не хватает. Просто лишаются премии.
Как служба ограничивает человека? В моем случае я не могу должным образом посвящать время спорту. Чтению интересных книг, изучению психологии, не могу нормально выспаться. Выезжать куда-либо за границу. Или просто в любой момент вырваться куда-нибудь и отдохнуть. Но плюсы есть.
Я живу на заставе. За пределы военного городка просто так нельзя выходить. Только по служебной необходимости. В магазин один раз в сутки можно выйти. Вокруг маленькая деревня.
Какие-то развлечения для нас практически невозможны. Единственное, могу слушать музыку в ВК, пока отрабатываю какие-нибудь бумаги. Фильм иногда посмотреть онлайн. В ютубе полазить.
Как я изменился после того, как стали служить в пограничной службе? Стал более жестким, черствым к чувствам людей, более решительным, ответственным, но и более агрессивным (нервы уже не те). Ну и организаторские способности, более-менее, какие-то появились.
Десять раз подумайте, прежде чем выбирать военную карьеру. Ожидания не всегда соответствуют реальности.
Понравилась статья и хочешь прочитать больше? У нас есть еще, например, интервью с инспектором военной полиции и служащим почетного караула.