За последние несколько лет этот вопрос поднимался в ряде статей: Почему мы плачем? Читая их, кажется, что короткого ответа нет. Это сложно.
Несколько статей о плаче в светской прессе появились сразу после двух последних заметных книг на эту тему. Первый том "Почему людям нравится плакать: трагедия, эволюция и мозг" (2012) - относительно короткий том английского нейропсихиатра Майкла Тримбла.
Во-вторых, почему плачут только люди: Раскрытие тайн слез" (2013) - несколько более академическая работа голландского психолога Адда Вингерхетса.
Тримбл почитается в своей области, вероятно, видел больше, чем его доля случаев патологического плача, и после публикации его книги, как сообщается, был завален письмами от людей, утверждающих, что они патологические не курьеры.
Но Вингерхёц, профессор психологии в Тилбургском университете в Нидерландах, получает одобрение как эксперт по нормальному плачу, о чем свидетельствуют многочисленные научные статьи, которые он и его часто сотрудничающие сотрудники Асмир Грачанин (в Университете Риеки в Хорватии) и Лорен Бильзма (в Питтсбургском университете) написали на основе активных исследований по данной теме.
В этой статье мы кратко рассмотрим, что мы знаем о плаче, что новое исследование добавило нам знаний и какие вопросы остались нерешенными.
Во-первых, эмоциональное плач - это уникальное человеческое поведение.
Животные проливают слезы в рамках нормального функционирования глаза, и поступают анекдотические сообщения о том, что животные иногда проливают эмоциональные слезы, но в большинстве случаев из грусти и других сложных эмоций обычно плачут только люди.
Интересно, что люди плачут в контексте определенных стереотипных эмоций, а также в контексте их кажущейся противоположности или "аналога".
Например, мы можем плакать от горя на похоронах по поводу смерти близкого человека, но также с воодушевлением при рождении новорожденного ребенка.
Скорее всего, мы будем плакать от боли, когда романтические отношения заканчиваются, но на свадьбе мы будем плакать так же, как и на свадьбе, когда у нас складывается новая связь.
Эмоции, которые мы испытываем в эти моменты, трудно выразить словами и часто выходят за рамки "счастливых" или "печальных".
Возможно, плач помогает нам передать то, что мы чувствуем, так, как это невозможно сделать с помощью языка.
Действительно, пытаясь прояснить цель плача, исследователи, подобные Vingerhoets, сосредоточились как на его "внутриличностных" функциях (воздействие плача на человека), так и на его "межличностных" функциях (влияние плача на других людей).
Высказывалось предположение, что межличностные аспекты плача могут, в частности, объяснять его уникальность для человека в силу его эволюции в рамках ряда социальных моделей поведения, которые сделали нас успешными как вид.
Согласно этой точке зрения, плач в первую очередь является формой невербальной социальной коммуникации, направленной на получение помощи, утешения и социальной поддержки от других.
Исследования, проведенные на сегодняшний день, показали, что когда люди видят плач других людей, они четко понимают, что это надежный сигнал печали или страдания (более убедительный, чем слова) и что это обычно приводит к чувству связи и реакции сочувствия и готовности помочь со стороны других.
Однако, как уже отмечалось, все может усложниться, поскольку реакции на плач могут варьироваться в зависимости от таких факторов, как пол и социальный контекст.
Например, плач в интимной обстановке чаще воспринимается с симпатией, чем плач на работе, что может вызвать негативную реакцию.
Женщины - и это неудивительно - склонны более чутко реагировать на плач, чем мужчины.