Найти в Дзене
В мире науки

Период правления 21 - 25 династий

Оглавление

Третий промежуточный период - это не более чем общепринятый термин, используемый для обозначения правления 21-25-й династий, который состоит из трех различных культурных периодов.

Египет 21-й династии теоретически был единым государством, правящая семья которого была связана браком с семьей 20-й династии и во многом была присоединена к позднему Новому Королевству. Начиная с XIII века до н.э. большое число ливийских племен медленно, и не всегда мирно проникали в западную дельту, возможно, из-за голода, засухи или просто из-за желания улучшить жизнь.

https://pixabay.com/ru/photos/египет-фивы-мединет-хабу-храм-3336921/
https://pixabay.com/ru/photos/египет-фивы-мединет-хабу-храм-3336921/

Каким бы ни было происхождение этих беженцев, они смогли адаптироваться к местной египетской культуре и процветать в ней. Они были настолько успешными, что к середине X века до н.э. ливийские вожди смогли встать на престол как 22 династия и, казалось бы, были приняты как законные фараоны.

Период 22-23 династий с их главными городами Танис и Бубастис, таким образом, лучше всего характеризуется как ливийский период. Сначала эти фараоны смогли навязать Египту, манипулируя назначением высших должностных лиц по всему королевству, единство, невиданное во времена 21-й династии.

Однако по мере того, как этот период продолжался, правящий дом постепенно утратил контроль над частями страны, так что последний король 23-й династии Манэто, Осоркон IV, правил чуть больше, чем семейное место в восточной Дельте. Возможно, первым отправились туда Фивы, которые стали узнавать своих фараонов (23-я династия Фебанов) во времена правления Осоркона II, и перестали называть Танитских царей во времена правления Шешонка III.

Позже, безусловно, еще до нашествия Пия, Саида (24 династия) и Леонтополис (23 династия Леонтополис) также начали признавать своих монархов. Этому плюрализму положило конец вторжение кушитов (нубийцев), чьи лидеры должны были править Египтом как 25-я династия. Таким образом, очевидно, что египетская, ливийская и кушитская культуры внесли свой вклад в искусство и археологию этого периода.

Третий промежуточный период условно рассматривается как темный век, поскольку он оставил мало архитектурных остатков. Это мнение усугубляется расположением в дельте столиц династии Танис, Бубастис и Сайс, которые либо были относительно малоизучены, либо плохо сохранились. Разбросанные остатки развалин храма в Танисе и Фестивального зала Осоркон II в Бубастисе свидетельствуют о великолепии гражданских зданий, некогда существовавших в городах Дельты.

Религиозные здания

Религиозные здания 21-й династии, насколько они сохранились, по всей видимости, продолжают традиции Нового Царства. Нигде это не проявляется так отчетливо, как в храме Консу в Карнаке, который, хотя и был построен в основном во времена 20-ой династии, но был дополнен и, наконец, украшен Герихором и Пинеджемом.

В других местах скудные остатки этого периода можно найти в храме Аминь в Танисе, в храме Исиды в Гизе, в священных сооружениях в Тель-эд-Дабье, известных из блока Сиамен и в Мемфисе, где сохранились только остатки ворот, также относящиеся к правлению Сиамен.

В ливийский период продолжалась работа над храмовым комплексом Амень в Танисе, особенно во времена правления Осоркона II и Шешонка III. Первая также отвечала за значительную перестройку храмовых сооружений в Бубастиссе. В другом месте наиболее хорошо сохранившийся храм, вероятно, является разрушительным примером в Эль-Хибе, начатым Шешонком I и законченным Осорконом I.

В Карнаке также находится наиболее хорошо сохранившийся образец ливийской архитектуры, так называемый Бубаститский портал. Более мелкие святыни, самой известной из которых является святыня бога Осириса Хека-джета (позже расширенная и переделанная в 25-е годы правления династии), были также возведены в Карнаке правителями 23-его династии Фебана.

После завоевания кушитами (25-я династия) было построено много культовых зданий, особенно во времена правления Тахарки, сохранившиеся храмы которой, особенно в Гебель-Баркале, Каве и Каср-эль-Гуэйде в оазисе Харга, являются идеальными копиями традиционных религиозных храмов Нового Королевства, но в меньших масштабах. Также в Карнаке остатки многочисленных небольших святынь свидетельствуют о продолжении стиля здания, популярного у 23-й династии Фебана.

Светские здания

Остатки светских зданий еще меньше хорошо сохранились, что неудивительно, так как большинство из них было бы построено из грязевого кирпича. На городских достопримечательностях Мединет Хабу и Элефантин обнаружены остатки домашних домов, простирающиеся на протяжении всего Третьего промежуточного периода.

За исключением писца 21-й династии Бутехамена, у которого явно был центральный колоннадный двор. Здания имеют небольшие планы, но остатки лестниц указывают на то, что обычно они имели по крайней мере два этажа. Растущее чувство незащищенности в это время привело к строительству крепостных стен вокруг городов Мединет Хабу и Эль-Хиба. Поскольку на не обнаруженном месте Пер-Сехемпера была возведена еще одна крепость, вероятно, что многие города этого периода были укреплены.

https://pixabay.com/ru/photos/египет-карнак-храм-баранов-3344002/
https://pixabay.com/ru/photos/египет-карнак-храм-баранов-3344002/

Гробницы и обычаи захоронения

Наиболее известна археология Древнего Египта именно через его захоронения, а Третий промежуточный период выделяется как период заметных перемен. Изолированные королевские захоронения отдаются в пользу захоронения в священных местах храмового района, наиболее очевидно в Танисе и Саиде, но заметно это и в Фивах, где захоронения были размещены в могилах, разрезанных через морговые храмы Нового Королевства.

Возможно, больше поражает, то, что идея провести всю свою жизнь, готовясь к "хорошему захоронению" с великолепной могилой и мебелью, практически исчезает. Кроме королевских захоронений в Танисе, Мемфисе, Гераклисе и Мединет Хабу, концепция специально построенной могилы практически заброшена, хотя некоторые частные часовни этого периода известны в Танисе, Абидосе и в районе Раамессеума в Фивах, а сохранившийся пирамидион указывает на часовни в Бубастисе. Поскольку Фивы предоставляют большую часть доказательств обычаев погребения в течение третьего промежуточного периода, остальная часть этого раздела полностью основана на верованиях Фебана.

В 21-й династии появилась практика частных погребений в узурпированных ранних гробницах, и эта практика распространилась даже на королевских детей, о чем свидетельствует захоронение принцессы Науни, похороненная в могиле королевы Мериетамен 18-й династии. Сначала были совершены только одиночные захоронения, но вскоре была разработана система семейных склепов, наиболее известными из которых являются захоронения Пинеджема II и его ближайших родственников (которые позднее использовались для размещения "королевского тайника" мумий), а затем и монастырских захоронений, как в Дейр-эль-Бахри.

Несмотря на заметные изменения стиля в течение всего этого периода, хорошо обеспеченный Фебан отправился в могилу с чуть более чем гробами, сердечными скарабеями и 401 комплектом шавабтиса, заключенным в пару сундуков. Эти предметы дополнялись в разное время Книгой Амдуата 21-й династии, скатанной между ног, фигурой Осириса с похоронным папирусом (чаще всего Книгой Мёртвых) и восковыми амулетами Сынов Хора внутри тела, защищающими внутренность.

В ливийский период погребение состояло из отдельно стоящих деревянных фигурок четырех сыновей Гора, маленьких мумий из пшеницы и многоцветной коробки, которая была заключена в гробы с гораздо более дренажным внешним видом, чем в декоративно украшенные гробницы 21-й династии. Наконец, во времена 25-й династии захоронение дополнили сетка из бусин без лица и фигура бога Птах-Сокар-Осириса.

На протяжении всего третьего промежуточного периода более богатые захоронения также дополнялись деревянными звездами и банками с канонами, которые в ливийский период были просто символическими манекенами. Специалисты могут распознать шесть различных погребальных фаз в течение третьего промежуточного периода, в зависимости от стилей и типов захоронений, с заметными изменениями примерно в 1000 г. до н.э., примерно в 950 - 930 г. до н.э., примерно 850 - 825 г. до н.э., примерно 750 г. до н.э. и, наконец, около 675 - 650 г. до н.э.

.