Интересная штука история. Достаточно просто привести несколько самых разных событий, произошедших в одно и то же время, в одном и том же месте, как они сами собой начинают складываться в причудливый узор. Ну что скажите на милость общего между святым Авраамием Болгарским, князем Пургасом и монголо-татарами? А давайте заглянем в год 1229-й.
История святого Авраамия Болгарского меня и раньше привлекала своей необычностью. Этот святой, кстати, один из 13 канонизированных Русской православной церковью святых домонгольского времени, как видно уже из его имени связан с историей Волжской Булгарии. Собственно о нём и известно только, что был он нерусским и нехристианином, потом крестился с именем Авраамий и решил немедленно призвать сделать такоже жителей города Булгар. Нужно отметить ещё, что новоявленный миссионер не был жителем этого города, а приехал туда с целью торговли.
Однако, вдруг богатствам земным предпочёл сокровища небесные, которых и сподобился по полной. Его схватили, пытали и казнили.
Последний факт прошу отметить особо. Именно казнили, а не убили, так сказать, в порыве религиозных чувств. Следовательно, именно булгарские власти посчитали проповедь Авраамия достаточно опасным преступлением.
Что выглядит довольно странно.
В Булгаре жило много христиан, никто их не обижал. Кстати, они же и похоронили тело Авраамия на своём христианском кладбище.
Произошло это 1 апреля 1229 года.
Теперь посмотрим, а что же творилось в это время в недальней округе. Оказывается, в то самое время, когда поревновавший вере Авраамий стал сеять семена духовные, князь Пургас в силе великой подошёл к стенам недавно построенного Нижнего Новгорода и окрестности его пожёг.
Кто такой Пургас? Сейчас о нём пишут много. Даже роман есть. Исторические же хроники повествуют о нём куда более скупо. Известно о нём лишь, что он командовал мордвой и какой-то Русью Пургасовой. Но вот, что таится под этими наименованиями, за давностию лет и скудостью источников догадаться сложно. Самой распространённой и признанной версией является, что Пургас был князем у мордвы-эрзя.
Кем бы он ни был, но в любом случае, вояка он был не слабый и правитель не мелкий. Лично я подозреваю, что под ним ходила большая часть средневолжского Правобережья, несколько легкомысленно отданная нашими историками под безоговорочную власть Волжской Булгарии.
Кстати, я столь же легкомысленно, видимо по причине недостаточной образованности и присущей её самонадеянности, вообще считаю Пургаса асом. Представителем народа, о котором вообще-то довольно много писали хроники тех времён.
Однако, оставим скользкий и неблагодарный национальный вопрос и вернёмся к делам военным.
Против напавшего на Нижний Пургаса двинулся некий Пуреш, которого столь же дружно, сколь и бездоказательно именуют князем мордвы-мокши. Вместе с Пурешем шли половцы. Вот на последних и прошу обратить особое внимание.
Половцы, были традиционными и последовательными противниками булгар. И, соответственно, столь же традиционными и последовательными союзниками владимиро-суздальских князей.
В общем, и на этот раз разбили они совсем незадачливого Пургаса и всю его мордву и Русь Пургасову, так что и сам Пургас «едва в мале утече». Куда? Про то неведомо.
Нам ведомо лишь то, что война с противниками булгар половцами и русскими происходила одновременно с проповедью Авраамия.
А что в это время происходило в Заволжье? В это самое время монгольские отряды двинулись через среднеазиатские степи на Волжскую Булгарию. Встретили их на переправах у Яика (нынешний Урал). Вместе с булгарскими отрядами там были саксины и половцы. Только другие, из Заволжских.
Союзники были разбиты, но, видимо, победа досталась монголам дорогой ценой. Они не пошли в Булгарию, а ударили по низовьям Волги. В частности, захватили большой и богатый город Саксин, о местоположении которого историки спорят по сей день.
Так что, сами видите – в Булгаре тогда было не до религиозных диспутов. Тогда почему же так сурово обошлись с Авраамием? Остаётся только догадываться.
Однако, давайте снова вернёмся в год 1229-й.
Дело в том, что вскоре после казни Авраамия начались чудеса. Весьма своеобразные. В виде кары на нечестивцев. В Булгаре вспыхнул страшный пожар, истребивший почти половину города. Потом ещё один. Потом ещё… Так и напрашивается вывод, что в данном случае провидению помогал какой-то вполне земной поджигатель. Зачем? Мне про то неведомо.
А совсем скоро некие купцы, побывавшие в Булгаре. Рассказали князю Юрию о трагической гибели Авраамия. И князь сразу проникся. И поревновал вере. Тем более, что наверняка те же купцы рассказали ему, что булгарское войско разбито кем-то на восточных границах. Про то, что разбили Пургаса, князь и сам знал.
Трудно сказать, как бы дальше развивались события, но в политику вмешалась природа. Владимирско-Суздальскую Русь постиг страшный неурожай и начался сильный голод.
Проведав об этом, булгарский князь нагрузил 30 насадов зерном и отправил их в дар Юрию. Попутно предложив заключить мирный договор. Сошлись на шести годах.
Однако, Юрий потребовал выдать тело мученика Авраамия, которое вскоре было доставлено во Владимир и торжественно положено в местном соборе. Сам же пламенный проповедник был немедленно канонизирован.
Зачем это делалось, думаю понятно даже маленьким детям.
Только планам не суждено было сбыться.
Через несколько лет и от Великого Булгара, и от Владимирского княжества остались одни головёшки. А князь Юрий тоже был причислен к лику святых.
Что стало с Пургасом – покрыто мраком неизвестности. Скорее всего погиб. Как и жил – с оружием в руках