Найти тему
Сергей Зацаринный

Год 1355-й

Написание книги для меня всегда игра. Игра в историю. А это значит, что начинается эта игра всегда с даты. Ещё нет ни плана, ни замысла, неизвестны герои. Моя "Венгерская вода" началась с даты 3 марта 1355 года. Я захотел написать повесть, действие которой будет происходить в городе Мохши и долго не знал с чего начать. Потом просто взял и написал дату. Как "Пустая клетка" началась когда то с 19 июня 1333 года.
И игра началась.
Теперь я даже удивляюсь насколько богатое судьбоносными событиями время я выбрал. Собственно с 1333 годом было так же. Иной раз даже задумаешься, а может и не было в истории времени, которое не наполнено роковыми страстями и запутанными интригами.
В самом начале 1355 года на берегу далёкого Босфора лишился кафедры константинопольский патриарх Филофей.
Какой след он оставил в нашей истории?
Так это именно он за год до этого поставил митрополитом Руси Алексея Бяконта. Будущего святого, излечителя Тайдулы, наставника Дмитрия Донского и соратника Сергия Радонежского. Чем, кстати, нарушил вековую традицию. До этого нашу митрополию возглавляли только греки.
Но если бы только это.
Это было время великого раздрая между православными. Не буду касаться вопросов идеологических - только политика. Византию раздирали распри и гражданские войны, от былой мощи её славных императоров остался один титул, да и тот, как правило делился между соперниками и соправителями. А патриарх, которому подчинялись верующие Балкан, Руси и многих других мест, сам был под рукой у императоров.
В такой ситуации религия просто не могла не сделаться игрушкой в руках политиков. Так вот в этом самом 1355 году самым могущественным государством на Балканах стала Сербия. Её король Стефан Душан уже объявил себя императором и вынашивал планы захвата Константинополя.
К слову сказать от этого его отделял только шаг. Он уже договорился о совместных действиях с турками, но византийцы перехватили послов.
А пока суд, да дело появился сербский патриарх. В придачу к болгарскому. Болгары тоже не хотели подчиняться Константинополю.
Самые проницательные и следящие за новостями, уже стали догадываться к чему идёт дело.
Правильно!
Именно в это самое время болгарский патриарх объявил Русь своей канонической территорией и назначил сюда митрополита.
Такой расклад, естественно не мог не заинтересовать литовского князя, большинство подданных которого были православными.
К 1355 году некогда единая Киевская митрополия оказалась под властью трёх государей. Золотой Орды, Великого княжества Литовского и Польши. Это не считая полунезависимого Новгорода, Молдавии и территорий захваченных Венгрией.
Так вернёмся к нашему Филофею. Кстати, он святой, имеет икону и день почитания.
Так вот Филофей был противником всех этих делений. Он упорно и последовательно добивался единства Киевской митрополии, а заодно поиском общего языка с сербским и болгарским патриархами.
Его уход ознаменовался победой всякого рода националистов, придерживающихся при этом прозападной ориентации.
В общем в Литву тут же был назначен особый митрополит Роман.
Как обычно, то, что происходило на Руси, было лишь частью невероятно запутанного клубка бурных событий, развивающихся на территории от Рима до Гюлистана.
А пока оставляющий кафедру Филофей удаляется в монастырь на Афоне.
Он не говорил, как тот Терминатор: "Я вернусь". Но он ещё вернётся. Его имя не раз, и не два появится в русской истории и над Полем Куликовом прозвучат написанные им гимны.
А пока давайте приглядимся к молодому монаху, отправляющемуся на Афон вместе с Филофеем. Его зовут Киприан. Он болгарин из старинного боярского рода Цамблаков.
Но это уже другая история