Найти тему
Донецкий Портер

Слава Полунин – создатель гармоничного хаоса

Оглавление

Для меня Вячеслав Полунин ассоциируется с матрешкой. С первого взгляда кажется, что все просто и понятно. Но затем открываешь эту простенькую раскрашенную фигурку, а внутри еще одна, непохожая на первую. Думаешь, что понял суть – ан нет, ведь внутри, оказывается, есть еще одна фигурка. И совсем не факт, что она последняя.

Неожиданный Полунин

Я-то помню его еще с восьмидесятых. Тогда по стране прокатились три пантомимы «Лицедеев» – «Асисяй», «Низя» и «Голубые канарейки». Получилось смешно и очень трогательно, но, на мой взгляд, ничего особенного. Мне сложно было вспомнить, как его зовут, я его знал как Асисяя. За творчеством Полунина, да и за остальным цирковым и театральным искусством, я не следил и предполагал, что создание вышеназванных миниатюр было пиком его творчества, после которого он вряд-ли сделал что-то интересное. А в наши дни, наверняка, Полунин давно ушел на заслуженный отдых.

Примерно так я думал.

И однажды с удивлением обнаружил, насколько глубоко ошибался во всем. Оказывается, «Лицедеи» - это было только начало. Не стану перечислять все творческие достижения артиста, скажу только, что многие его считают лучшим клоуном мира, а его шоу, органично сочетающие клоунаду с другими, самыми несочетаемыми видами искусства, с ошеломляющим успехом проходят по всему миру. Я нашел видео с его «сНежным шоу» и был просто заворожен этим представлением. Мне кажется, что я в это время даже не дышал, меня одновременно переполнял целый ураган чувств. Если бы просто кто-то пересказал это представление, я бы заметил: «Ерунда какая-то». Но то, что я увидел – было просто волшебно. Вот его небольшая часть.

До дурака еще нужно дослужиться

Но и это еще не все. Как оказалось, внутри этого нового Полунина скрывался еще один. Собственно, не слишком он и скрывался. Совсем наоборот, о своем отношении к жизни Полунин рассказывает публично и с удовольствием.

Слава не просто создает искусство, он не отделяет его от реальной жизни. Когда заканчивается представление, он не перестает быть клоуном, ведь Полунин живет играя, стараясь сохранить в себе того ребенка, каким он был в 10-летнем возрасте, не позволяя ему становиться взрослым. И в этом ему помогают главные учителя в его жизни – внучки Миа и Юки. Они учат Славу, как не превратиться во взрослого человека.

Довольно трудно понять сложную и противоречивую жизненную философию артиста. Чаще всего, если человека назвать дураком, он обидится. Но Вячеслав Полунин сам публично утверждает, что он дурак, и гордится этим. Более того, он открыл Академию дураков, куда идет очень тщательный отбор. Так что до дурака еще нужно дослужиться.

Хуже, если вы начнете упорно называть Вячеслава Ивановича по имени-отчеству. Зачастую он такие попытки пресекает. Правда, согласитесь, довольно сложно обращаться к нему по-другому, не будучи с ним близко знакомым. Особенно, если знать о его заслуженных в разных странах мира высоких званиях. Но легкость общения с ним, как утверждают многие, заставляет быстро забыть обо всех его регалиях.

В его любви к свободе и путешествиям есть что-то от цыган, бродячих артистов и скоморохов. По сути, он к ним очень близок по духу. Полунин так и не смог определиться с местом, где ему лучше. Хотя он много времени проводит в созданном им культурном центре «Желтая мельница» в окрестностях Парижа, еще чаще актер находится в разъездах, гастролируя по России и всему миру.

Легко ли быть дураком?

По мнению Полунина, клоун – это не профессия, а дар свыше. Эти люди знают, как быть постоянно счастливыми самим и делать такими же своих зрителей и всех окружающих. Клоуны способны пробуждать жажду жизни, как говорил когда-то Федерико Феллини.

В общем, согласно теории Асисяя, все клоуны – настоящие дураки. Ведь всегда и постоянно быть счастливыми способны только они. Умные тоже стремятся к счастью, но у них редко получается.

Маэстро постарался понять, что лучше – ум или глупость, и пришел к неожиданному выводу. Оказалось, что настоящая, радостная глупость сильна и прекрасна! И тогда он решил, что только дураки могут спасти этот мир. Ведь только они, несмотря на все невзгоды и трагедии, способны не терять радостного ощущения безграничного счастья.

А определить, счастлив ты или нет, помогают особые признаки. Счастливый человек обязательно будет или насвистывать, или подпрыгивать, или делать и то, и другое одновременно. Ведь грустную мелодию невозможно насвистеть, ее можно разве что намычать.

Конечно, Вячеслав Полунин далеко не дурак. Слава не всегда бывает милым и трогательным, хотя чаще всего он такой и есть. При необходимости актер может даже стать жестким и расчетливым. И это не противоречит его картине мира. Он придерживается в жизни очень простого правила Мейерхольда. Оно заключается в следующем: если вы хотите дотянуться рукой до чего-то впереди себя, то, чтобы не упасть, вам нужно вытянуть ногу назад. Чего-то добиться можно, только если балансировать между какими-то противоположностями.

Точно так же происходит в его жизни и творчестве. Система – это скучно, но необходимо. Поэтому Полунин кропотливо строит систему, затем бесшабашно ее нарушает, но вскоре создает новую. Так же и его творчество, которое на первый взгляд кажется хаотичным. Но этот хаос не разрушительный, а гармоничный, созидательный. Возможно, примером такого гармоничного хаоса можно назвать карнавал.

И если, прочитав эту статью, Вячеслав Иванович воскликнет в мой адрес: «Ну и дурак!», я буду польщен, что получил это высокое звание от настоящего Маэстро. Правда, мне до дурака еще очень далеко. До него еще нужно дослужиться.

Уважаемые читатели! Спасибо, что прочли мою статью. Если Вам понравилось, поставьте лайк.