Найти в Дзене
Интересные факты

Что такое гетто или как не дожить до 20 лет

Оглавление
Гетто в 19 веке
Гетто в 19 веке

Появление

Тер­мин берёт на­ча­ло в 1516 году в ве­не­ци­ан­ском гетто (итал. Ghet­to di Venezia) — изо­ли­ро­ван­ном ка­на­ла­ми участ­ке земли в рай­оне Кан­на­реджо (Ве­не­ция), где пред­пи­сы­ва­лось жить ве­не­ци­ан­ским ев­ре­ям.

Од­на­ко само яв­ле­ние по­яви­лось зна­чи­тель­но рань­ше. Обыч­но евреи се­ли­лись вме­сте са­мо­сто­я­тель­но, а не по при­нуж­де­нию. Од­на­ко в 1239 году в Ара­гоне был издан указ, пред­пи­сы­ва­ю­щий всем ев­ре­ям жить ис­клю­чи­тель­но в спе­ци­аль­но от­ве­дён­ном для них квартале.

В даль­ней­шем ев­рей­ские гетто по­яви­лись в Гер­ма­нии, Фран­ции, Швей­ца­рии и Ита­лии.

В 1555 папа Павел IV издал буллу, со­глас­но ко­то­рой евреи всех пап­ских зе­мель долж­ны были се­лить­ся в раз и на­все­гда в от­ве­ден­ных для этого ме­стах, ограж­ден­ных сте­ной, и не имели права по­ки­дать пре­де­лы гетто в ноч­ное время и дни хри­сти­ан­ских празд­ни­ков. Вы­хо­дить на тер­ри­то­рию го­ро­да евреи долж­ны были в спе­ци­аль­ных жел­тых шля­пах. В гетто могла быть толь­ко одна си­на­го­га. Внут­ри по­се­ле­ния жизнь ре­гу­ли­ро­ва­лась рав­ви­на­ми. Кон­троль за по­ряд­ком осу­ществ­ля­ли страж­ни­ки-хри­сти­ане, охра­няв­шие во­ро­та гетто. По­доб­ный режим су­ще­ство­ва­ния гетто утвер­дил­ся в Ита­лии, Гер­ма­нии, Чехии, Поль­ше, Литве. Круп­ней­шие гетто были в Риме, Ве­не­ции, Франк­фур­те-на-Майне и Праге.

Несмот­ря на рост на­се­ле­ния, рас­ши­рять тер­ри­то­рию гетто не раз­ре­ша­лось, вслед­ствие чего пе­ре­на­се­лен­ные ев­рей­ские квар­та­лы очень быст­ро при­хо­ди­ли в ан­ти­са­ни­тар­ное со­сто­я­ние. По­это­му сло­вом «гетто» часто на­зы­ва­ют рай­о­ны, на­се­лен­ные го­род­ской бед­но­той. Си­сте­ма ев­рей­ских гетто в Ев­ро­пе была со­кру­ше­на в пе­ри­од на­по­лео­нов­ских войн. Им­пе­ра­тор Фран­ции утвер­ждал в за­во­е­ван­ных стра­нах си­сте­му граж­дан­ско­го права, ко­то­рое не до­пус­ка­ло воз­мож­ность дис­кри­ми­на­ции че­ло­ве­ка по ре­ли­ги­оз­но­му при­зна­ку. По­след­нее гетто в Ев­ро­пе — рим­ское — было упразд­не­но толь­ко в 1870, когда Рим был при­со­еди­нен к Ита­льян­ско­му ко­ро­лев­ству в ходе Ри­сор­джи­мен­то. На тер­ри­то­ри­ях Речи Поспо­ли­той, ото­шед­ших к Рос­сий­ской им­пе­рии в конце 18 — на­ча­ле 19 века гетто со­хра­ни­лись лишь в несколь­ких го­ро­дах, в ко­то­рых вплоть до 1862 было огра­ни­че­но право по­се­ле­ния ев­ре­ев вне спе­ци­аль­но от­ве­ден­ных улиц.

Гетто в США

Неко­то­рые ис­то­ри­ки срав­ни­ва­ют ин­дей­ские ре­зер­ва­ции с гетто. В на­сто­я­щее время сло­вом «гетто» часто на­зы­ва­ют рай­о­ны го­ро­дов США, на­се­лен­ные «цвет­ны­ми мень­шин­ства­ми» — в ос­нов­ном аф­ро­аме­ри­кан­ца­ми, пу­эр­то­ри­кан­ца­ми, ла­ти­но­аме­ри­кан­ца­ми и т. д.

Об­ще­при­ня­тое опре­де­ле­ние гетто — это об­щи­ны, при­над­ле­жа­щие к од­но­род­ной расе или эт­ни­че­ской груп­пе. К тому же, клю­че­вой осо­бен­но­стью, ко­то­рая раз­ви­ва­лась в пост­ин­ду­стри­аль­ную эпоху и про­дол­жа­ет сим­во­ли­зи­ро­вать де­мо­гра­фию аме­ри­кан­ских гетто по сей день, яв­ля­ет­ся пре­об­ла­да­ние бед­но­сти. Бед­ность яв­ля­ет­ся от­ли­чи­тель­ной чер­той гетто от дру­гих при­го­род­ных или част­ных квар­та­лов. Вы­со­кий про­цент бед­но­сти ча­стич­но оправ­ды­ва­ют ми­гра­ци­он­ные труд­но­сти, ко­то­рые стре­мят­ся огра­ни­чить со­ци­аль­ные воз­мож­но­сти и нера­вен­ства в обществе.

Афроамериканское «гетто» в Чикаго, 1974 г.
Афроамериканское «гетто» в Чикаго, 1974 г.

Го­род­ские рай­о­ны в США часто могут быть клас­си­фи­ци­ро­ва­ны как «чёр­ный» или «белый», жи­те­лей ко­то­рых, пре­жде всего, объ­еди­ня­ет при­над­леж­ность к одной ра­со­вой группе. Спу­стя сорок лет после эпохи аф­ро­аме­ри­кан­ско­го граж­дан­ско­го права (1955—1968) Со­еди­нен­ные Штаты в боль­шин­стве своём по-преж­не­му оста­ют­ся се­гре­ги­ро­ван­ным об­ще­ством, в ко­то­ром «чёр­ные» и «белые» на­се­ля­ют раз­ные рай­о­ны, зна­чи­тель­но от­ли­ча­ю­щи­е­ся ка­че­ством жизни.

Мно­гие из этих рай­о­нов рас­по­ло­же­ны в се­вер­ных го­ро­дах, куда аф­ро­аме­ри­кан­цы пе­ре­еха­ли во время Ве­ли­кой ми­гра­ции (1914—1950), в пе­ри­од, когда более миллиона аф­ро­аме­ри­кан­цев пе­ре­еха­ли из сель­ской южной части Со­еди­нён­ных Шта­тов, чтобы из­бе­жать ра­сиз­ма, рас­про­стра­нён­но­го в те вре­ме­на на юге, ис­кать воз­мож­но­сти для тру­до­устрой­ства в го­род­ских усло­ви­ях и улуч­шить ка­че­ство жизни, ко­то­рое на се­ве­ре было выше.

Эти фак­то­ры обес­пе­чи­ли даль­ней­шее ра­со­вое и клас­со­вое раз­де­ле­ние и, в ко­неч­ном счёте, за­да­ли век­тор раз­ви­тия со­вре­мен­ных гетто: мно­же­ство про­мыш­лен­ных пред­при­я­тий и пе­ре­се­ле­ние жи­те­лей сред­не­го и верх­не­го клас­са в при­го­род­ные рай­о­ны. Между 1967 и 1987 эко­но­ми­че­ская пе­ре­строй­ка при­ве­ла к рез­ко­му сни­же­нию ра­бо­чих мест на про­из­вод­ствах. В со­че­та­нии с пе­ре­ез­дом семей сред­не­го клас­са и биз­не­са в при­го­род это при­ве­ло к зна­чи­тель­но­му ухуд­ше­нию эко­но­ми­че­ской об­ста­нов­ки в го­ро­дах. В ре­зуль­та­те чего тем­но­ко­жие столк­ну­лись с пол­ной или ча­стич­ной без­ра­бо­ти­цей и с мно­го­крат­ным умень­ше­ни­ем до­хо­дов. Со­от­вет­ствен­но, во внут­рен­них рай­о­нах таких го­ро­дов как Нью-Йорк, Чи­ка­го и Дет­ройт стали пре­об­ла­дать «чёр­ные» общины.

Гетто в США
Гетто в США

По­ка­за­тель­но срав­не­ние де­мо­гра­фи­че­ской кар­ти­ны чёр­ных и ев­ро­пей­ских им­ми­гран­тов со­глас­но рынку труда. Ев­ро­пей­ские им­ми­гран­ты и аф­ро­аме­ри­кан­цы были при­вер­жен­ца­ми эт­ни­че­ско­го раз­де­ле­ния труда и впо­след­ствии аф­ро­аме­ри­кан­цы стали пре­об­ла­дать в на­и­ме­нее без­опас­ном сек­то­ре рынка труда. Дэвид Уорд на­зы­ва­ет эту усто­яв­шу­ю­ся в негри­тян­ских гетто по­зи­цию как мо­дель «лифта», со­глас­но ко­то­рой каж­дая груп­па им­ми­гран­тов или ми­гран­тов участ­ву­ет в про­цес­сах со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти и ур­ба­ни­за­ции, но неко­то­рые груп­пы не могут на­чать своё дви­же­ние с пер­во­го этажа. Неуме­ние аф­ро­аме­ри­кан­цев под­ни­мать­ся по со­ци­аль­но­му лифту, как пред­по­ла­га­ет Уорд, за­ви­сит от пред­рас­суд­ков и шаб­ло­нов се­гре­га­ции, по­лу­чен­ных на юге, до Пер­вой ми­ро­вой войны. После ми­гра­ции аф­ро­аме­ри­кан­цев на Север, боль­шин­ство ва­кан­сий ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных про­фес­сий за­ни­ма­лись ев­ро­пей­ски­ми им­ми­гран­та­ми, таким об­ра­зом, негры стали боль­ше за­дей­ство­ва­ны на низ­ко­ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных ра­бо­тах. Низ­кий про­цент про­фес­си­о­наль­ной успеш­но­сти в чёр­ных об­щи­нах объ­яс­ня­ет­ся жёст­ко­стью рынка труда, кон­ку­рен­ци­ей и кри­ми­наль­ны­ми столк­но­ве­ни­я­ми; до­ба­вив про­блем к рас­про­стра­нен­ной бед­но­сти и со­ци­аль­ной неста­биль­но­сти в аф­ро­аме­ри­кан­ских гетто.

В годы после Вто­рой ми­ро­вой войны мно­гие белые аме­ри­кан­цы на­ча­ли пе­ре­ез­жать из цен­тров го­ро­дов в при­го­род­ные рай­о­ны, про­цесс из­вест­ный как «бег­ство белых» (англ. White flight). «Белый пе­ре­лёт» про­изо­шёл как ответ на пе­ре­се­ле­ние аф­ро­аме­ри­кан­цев в «белые» го­род­ские кварталы. Дис­кри­ми­на­ци­он­ная прак­ти­ка в «белых» рай­о­нах огра­ни­чи­ла воз­мож­ность аф­ро­аме­ри­кан­цев пе­ре­се­лить­ся из цен­тра го­ро­да в при­го­род, даже если они были эко­но­ми­че­ски в со­сто­я­нии себе это поз­во­лить. В это же время про­ис­хо­ди­ло мас­со­вое рас­ши­ре­ние при­го­род­ных рай­о­нов, до­ступ­ных, в первую оче­редь, для белых семей сред­не­го клас­са и выше, этому спо­соб­ство­ва­ло стро­и­тель­ство шоссе и вве­де­ние ипо­те­ки, суб­си­ди­ру­е­мой из фе­де­раль­но­го бюд­же­та (В. А., FHA, HOLC). В ре­зуль­та­те было проще ку­пить новый дом в при­го­ро­де, чем арен­до­вать апар­та­мен­ты в городе.

Со­еди­нен­ные Штаты на­ча­ли ре­струк­ту­ри­за­цию эко­но­ми­ки после Вто­рой ми­ро­вой войны, де­мон­стри­руя свои тех­но­ло­ги­че­ские до­сти­же­ния и улуч­ше­ния в эф­фек­тив­но­сти. Струк­тур­ный сдвиг 1973, во время пост­фор­дов­ской эпохи, стал важ­ной со­став­ля­ю­щей в от­но­ше­нии гетто с рын­ком труда. Шарон Зукин за­яв­ля­ет об опре­де­ле­нии негров в ра­бо­чей силе ниже ра­бо­че­го клас­са: места низ­ко­ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных го­род­ских ра­бо­чих те­перь да­ют­ся вы­ход­цам из Мек­си­ки и Ка­риб­ско­го бас­сей­на. Кроме того, Зукин от­ме­ча­ет: «Ка­че­ство со­ци­аль­ных услуг резко сни­жа­ет­ся, а ка­ра­тель­ный и со­ци­аль­ный кон­троль над бед­ным толь­ко уве­ли­чи­ва­ет­ся», на­при­мер, уве­ли­чи­ва­ют­ся пол­но­мо­чия со­труд­ни­ков пра­во­охра­ни­тель­ных ор­га­нов и тю­рем­но­го заключени. «Го­род­ской кри­зис» во время 1970-х и 1980-х годов под­верг на­пря­же­нию ре­ги­о­наль­ные вла­сти, из-за раз­ли­чий в до­хо­дах и ра­со­вых при­зна­ках воз­ник­ло срав­не­ние «Белые „пон­чи­ки“ во­круг чёр­ных дыр. Нель­зя на­звать слу­чай­но­стью, что жест­кое ра­со­вое раз­де­ле­ние про­изо­шло в пе­ри­од за­ко­нов о граж­дан­ских пра­вах, го­род­ских бес­по­ряд­ков и Black Power. Кроме того, Меж­ду­на­род­ная эн­цик­ло­пе­дия со­ци­аль­ных наук под­чер­ки­ва­ет раз­лич­ные про­бле­мы, раз­ви­тые в эпоху «го­род­ско­го кри­зи­са» в том числе:

«Мало об­слу­жи­ва­е­мая ин­фра­струк­ту­ра, пло­хие жи­лищ­ные усло­вия, невоз­мож­ность раз­ме­стить рас­ту­щее го­род­ское на­се­ле­ние ре­ги­о­на, кон­флик­ты и кон­ку­рен­ция за огра­ни­чен­ные ра­бо­чие места, неспо­соб­ность мно­гих жи­те­лей кон­ку­ри­ро­вать за новые ра­бо­чие места на ос­но­ве тех­но­ло­гий и на­пря­жен­ность в от­но­ше­ни­ях между го­су­дар­ствен­ным и част­ным сек­то­ра­ми участ­во­ва­ли в фор­ми­ро­ва­нии и росте аме­ри­кан­ских гетто».

Со­во­куп­ные эко­но­ми­че­ские и со­ци­аль­ные силы в гетто усту­па­ют место со­ци­аль­ной, по­ли­ти­че­ской и эко­но­ми­че­ской изо­ля­ции и нера­вен­ству.

В ответ на при­ток «чёр­ных» людей с Юга банки, стра­хо­вые ком­па­нии и пред­при­я­тия на­ча­ли от­ка­зы­вать в предо­став­ле­нии или уве­ли­чи­вать сто­и­мость своих услуг, таких как бан­ков­ское дело, стра­хо­ва­ние, трудоустройство, здра­во­охра­не­ние. Дан­ные по ценам на жилье и от­но­ше­ние к ин­те­гра­ции аф­ро­аме­ри­кан­цев в «белые» рай­о­ны пред­по­ла­га­ют, что в се­ре­дине XX века се­гре­га­ция была про­дук­том кол­лек­тив­ных дей­ствий, пред­при­ня­тых, чтобы ис­клю­чить «чер­но­ко­жих» из «белых» квар­та­лов, то есть имела место ипо­теч­ная дис­кри­ми­на­ция.

Это озна­ча­ло, что эт­ни­че­ские мень­шин­ства могли обес­пе­чить ипо­теч­ные кре­ди­ты толь­ко в неко­то­рых рай­о­нах, что при­ве­ло к зна­чи­тель­но­му уве­ли­че­нию в жи­лищ­но-ра­со­вой се­гре­га­ции и упад­ку го­ро­дов в Со­еди­нён­ных Штатах.

После про­ве­де­ния ан­ти­дис­кри­ми­на­ци­он­ной по­ли­ти­ки в жи­лищ­но-тру­до­вой сфере, вы­зван­ной дви­же­ни­я­ми за граж­дан­ские права, члены «чёр­но­го» сред­не­го клас­са на­ча­ли вы­хо­дить из гетто. Закон о за­пре­ще­нии дис­кри­ми­на­ции в сфере жилья был при­нят в 1968 году. Это был пер­вый фе­де­раль­ный закон, ко­то­рый за­пре­тил дис­кри­ми­на­цию при про­да­же и арен­де жилья на ос­но­ве расы, цвета кожи, на­ци­о­наль­но­го про­ис­хож­де­ния, ре­ли­гии, пола, се­мей­но­го по­ло­же­ния и ин­ва­лид­но­сти. Таким об­ра­зом дис­кри­ми­на­ция в жи­лищ­ной сфере стала неза­кон­ной, новые воз­мож­но­сти сде­ла­ли до­ступ­ной для чёр­но­го со­об­ще­ства воз­мож­ность по­ки­ну­ли гетто. Со­цио­ло­ги часто на­зы­ва­ют это со­бы­тие как «бег­ство чёр­ных». Члены чёр­но­го сред­не­го клас­са на­чи­на­ют ди­стан­ци­ро­вать­ся в со­ци­аль­ном и куль­тур­ном плане от жи­те­лей гетто во вто­рой по­ло­вине XX века. Это со­про­вож­да­ет­ся пе­ре­ез­дом семей чёр­но­го ра­бо­че­го класса. Уи­льям Джу­ли­ус Уил­сон пред­по­ла­га­ет, что это пе­ре­езд сред­не­го и ра­бо­че­го чёр­но­го клас­са толь­ко ухуд­ша­ет изо­ля­цию чёр­но­го низ­ше­го клас­са — Они не толь­ко со­ци­аль­но и фи­зи­че­ски ди­стан­ци­ро­ва­лись от белых, они также изо­ли­ро­ва­ны от чёр­но­го сред­не­го класса.

Где-то в США
Где-то в США

Су­ще­ству­ют две ос­нов­ные тео­рии, объ­яс­ня­ю­щие воз­ник­но­ве­ние и раз­ви­тие аме­ри­кан­ско­го гетто. Пер­вая — это тео­рия ра­со­вой дис­кри­ми­на­ции. Она гла­сит, что до­ми­ни­ру­ю­щая ра­со­вая груп­па в США (белые ан­гло­сак­сон­ские про­те­стан­ты) ис­поль­зу­ет опре­де­лён­ные ра­сист­ские ма­ни­пу­ля­ции для со­хра­не­ния своей ге­ге­мо­нии над чер­но­ко­жи­ми и про­дол­же­ния тер­ри­то­ри­аль­но­го раз­де­ле­ния. Ис­сле­до­ва­те­ли при­во­дят ар­гу­мен­ты вли­я­ния эко­но­ми­ки на ра­со­вые раз­де­ле­ния. Более со­вре­мен­ные ис­сле­до­ва­ния го­во­рят о ряде мер, про­во­ди­мых бе­лы­ми аме­ри­кан­ца­ми для со­хра­не­ния жи­лищ­ной раз­дель­но­сти по ра­со­во­му при­зна­ку, под­дер­жи­ва­е­мым «белым» пра­ви­тель­ством. Сла­бое раз­ви­тие ипо­теч­ных кре­ди­тов, биз­не­са и вывод ка­пи­та­ла из аме­ри­кан­ских гетто, как по­ла­га­ют ис­сле­до­ва­те­ли, на­пря­мую свя­за­но с ра­со­вой дис­кри­ми­на­ци­ей. С дру­гой сто­ро­ны, ис­сле­до­ва­те­ли боль­ше склон­ны раз­де­лять дру­гую тео­рию, клас­со­вую тео­рию. Эта тео­рия гла­сит о том, что бед­ность яв­ля­ет­ся более важ­ным фак­то­ром в струк­ту­ри­ро­ва­нии аме­ри­кан­ских гетто, чем ра­со­вая при­над­леж­ность. Несмот­ря на то, что жиль­ца­ми гетто в ос­нов­ном яв­ля­ют­ся люди, от­но­ся­щи­е­ся к одной ра­со­вой груп­пе, сто­рон­ни­ки клас­со­вой тео­рии вы­де­ля­ют роль и вли­я­ние более ши­ро­ких со­ци­аль­ных струк­тур в со­зда­нии аф­ро­аме­ри­кан­ских гетто. Вли­я­ние низ­кой за­ра­бот­ной платы и без­ра­бо­ти­цы, вы­зван­ной де­ин­ду­стри­а­ли­за­ци­ей, пе­ре­хо­дя­щее из по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ние, до­ка­зы­ва­ет рост со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­го раз­де­ле­ния между клас­са­ми, по­ло­жен­ное в со­зда­ние аме­ри­кан­ских гетто; ни­ка­ко­го ра­сиз­ма. Кроме того, тео­рия бед­но­сти, впер­вые опи­сан­ная Ос­ка­ром Лью­и­сом, рас­ска­зы­ва­ет о том, что про­дол­жи­тель­ное пре­бы­ва­ние в ни­ще­те само по себе может стать куль­тур­ным пре­пят­стви­ем для со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­го успе­ха. В общем, в гетто под­дер­жи­ва­ют­ся мне­ния о со­ци­аль­но-клас­со­вой раз­де­лён­но­сти, ко­то­рое сни­жа­ет воз­мож­ность ми­гра­ции бу­ду­щих поколений.

Со­вре­мен­ные аф­ро­аме­ри­кан­ские гетто ха­рак­те­ри­зу­ют­ся на­се­ле­ни­ем од­но­го эт­ни­че­ско­го про­ис­хож­де­ния, рас­про­стра­нен­но­стью пре­ступ­ле­ний, со­ци­аль­ных про­блем и по­ли­ти­че­ской бес­пра­ви­ем. Шарон Зукин утвер­жда­ет, что из-за этих со­об­ра­же­ний в об­ще­стве по­явил­ся тер­мин «пло­хой район». Мно­гие уче­ные на­зы­ва­ют всю эту си­ту­а­цию в США как «век край­но­стей». Этот тер­мин утвер­жда­ет, что нера­вен­ство бо­гат­ства и вла­сти уси­ли­ва­ет тер­ри­то­ри­аль­ное раз­де­ле­ние, на­при­мер, рост до­ро­гих кот­те­дж­ных по­сел­ков можно срав­нить с про­цес­сом «гет­то­ли­за­ци­ей» у бед­но­го населения.

Публичный концерт
Публичный концерт

Несмот­ря на то, что в ос­нов­ном тер­мин «гетто» ис­поль­зу­ют для обо­зна­че­ния бед­ной, куль­тур­но или ра­со­во од­но­род­ной го­род­ской мест­но­сти, не все дома в аф­ро­аме­ри­кан­ских гетто вет­хие и де­ше­вые, не все жи­те­ли гетто стра­да­ют от ни­ще­ты. Для мно­гих аф­ро­аме­ри­кан­цев, гетто озна­ча­ет слово «дом»: место за­рож­де­ния под­лин­ной аф­ро­аме­ри­кан­ской куль­ту­ры, место борь­бы и стра­да­ния за право быть чёр­ным в Аме­ри­ке. Аф­ро­аме­ри­кан­ский поэт и дра­ма­тург Лэнг­стон Хьюз опи­сы­ва­ет жизнь в гетто в своих про­из­ве­де­ни­ях «Negro Ghetto» (1931) и «The Heart of Harlem» (1945). Дра­ма­тург Огаст Уил­сон ис­поль­зо­вал также опи­сы­ва­ет гетто в своих про­из­ве­де­ни­ях «Ma Rainey’s Black Bottom» (1984) и «Fences» (1987), опи­ра­ясь на опыт жизни в чёр­ном гетто Питсбурга.

Еже­квар­таль­ный жур­нал The Geographical Review утвер­жда­ет, что сте­пень жи­лищ­ной се­гре­га­ции чер­но­ко­же­го на­се­ле­ния боль­ше, чем в любой дру­гой эт­ни­че­ской груп­пе в на­се­ле­ния Аме­ри­ки, но чер­но­ко­жие не имели по­ли­ти­че­ской вла­сти, необ­хо­ди­мой для осу­ществ­ле­ния кон­тро­ля над улуч­ше­ни­ем здра­во­охра­не­ния, об­ра­зо­ва­ния и благосостояния. Уче­ные были за­ин­те­ре­со­ва­ны в изу­че­нии аф­ро­аме­ри­кан­ских гетто имен­но по при­чине низ­ко­го уров­ня жизни ре­зи­ден­тов и их под­вер­жен­но­сти со­ци­аль­ным про­бле­мам. Перед аме­ри­кан­ски­ми гетто также стоит про­бле­ма гео­гра­фи­че­ских и по­ли­ти­че­ских ба­рье­ров, и, как под­чёр­ки­ва­ет Дорин Мэсси, ра­со­вая се­гре­га­ция в аф­ро­аме­ри­кан­ских гетто бро­са­ет вызов де­мо­кра­ти­че­ским ос­но­вам Америки.

А теперь перейдём к жизни в гетто в ХХI веке:

Экономическое положение отрицательно сказывается на жителях районов, т.к. большая часть из них находится за чертой бедности. Это приводит к изнасилованиям, убийствам, грабежам, кражам, угонам автомобилей. В соответствии со статистикой полицейского департамента США, убийца и жертва обычно одной расы.

Обычное гетто
Обычное гетто

Например, Бруклин населяет примерно 61% темнокожих, 83% жертв составляют мужчины, а возраст жертвы составляет от 18 до 34 лет. В 69% для совершения тяжкого преступления используется огнестрельное оружие. Поэтому если вы хотите снять недорогое жилье в штатах, просмотрите вышеуказанные сайты. Зачастую чем ниже стоимость жилья, тем больше проблем можно получить. Впрочем, не все люди плохие. Так, однажды, моя знакомая через интернет нашла квартиру в «тихом» районе. Темнокожий таксист привез ее на место и сказал, что не оставит здесь, так как тут очень опасно.

Впрочем, днем все кошки белые, поэтому вы вряд ли забредете в неспокойный район, а если это случится, будьте предельно осторожны, не выставляйте напоказ дорогие гаджеты и не светите зелеными, в этом случае ваше путешествие в Америку закончится благополучно.

Семерка самых опасных районов Америки

Статистика неумолима. Жизнь идет вперед, времена меняются, но уровень преступности в Америке как был высоким, так и остается, хоть и постепенно, но уверенно снижается. Так, стоит воздержаться от поездки в следующие районы:

• Кэмден, Нью-Джерси
• Сент Луис, Миссури
• Окленд, Калифорния
• Флинт, Мичиган
• Бирмингем, Алабама
• Кливленд, Огайо
• Джексон, Миссисипи

Статистика преступлений
Статистика преступлений

А теперь посмотрим что в России:

«Геттоизация» в современной России

Го­во­рить о су­ще­ство­ва­нии гетто в ис­то­ри­че­ском смыс­ле этого слова в Рос­сии нель­зя: несмот­ря на то, что стра­на мно­го­на­ци­о­наль­на, пра­ви­тель­ство в раз­ные годы пре­пят­ство­ва­ло об­ра­зо­ва­нию ка­ких-ли­бо на­ци­о­наль­ных общин в ме­га­по­ли­сах. В 1930-е годы из Моск­вы и Санкт-Пе­тер­бур­га были де­пор­ти­ро­ва­ны мно­гие малые на­ро­ды: ла­ты­ши, эс­тон­цы, ли­тов­цы, по­ля­ки, финны и немцы и т. д., а позже — ин­гу­ши, че­чен­цы, кал­мы­ки, крым­ские та­та­ры, греки, вен­гры, бол­га­ры и дру­гие.

В но­вей­шей ис­то­рии Моск­вы неко­то­рые пред­по­сыл­ки для фор­ми­ро­ва­ния опре­де­лён­ных на­ци­о­наль­ных общин су­ще­ству­ют: до­ста­точ­но вспом­нить Чер­ки­зов­ский рынок, рядом с ко­то­рым про­жи­ва­ли де­сят­ки тысяч азер­бай­джан­цев, уз­бе­ков, та­джи­ков, ки­тай­цев и вьет­нам­цев. Неко­то­рые де­мо­гра­фы также обес­по­ко­е­ны при­бы­ва­ю­щи­ми в Рос­сию (речь, в ос­нов­ном, о Даль­нем Во­сто­ке и Си­би­ри) ки­тай­ца­ми, ко­то­рые как раз склон­ны се­лить­ся рядом друг с дру­гом.

Российское гетто
Российское гетто

Тем не менее ос­нов­ную опас­ность «гет­то­иза­ции» гра­до­стро­и­те­ли и пла­ни­ров­щи­ки тер­ри­то­рий свя­зы­ва­ют вовсе не с опас­но­стью воз­ник­но­ве­ния на­ци­о­наль­ных гетто, а пред­по­сыл­ка­ми мар­ги­на­ли­за­ции тех мест, где жилая за­строй­ка вы­пол­не­на с на­ру­ше­ни­ем норм гра­до­стро­и­тель­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния. В част­но­сти, это ка­са­ет­ся тер­ри­то­рий с по­вы­шен­ной плот­но­стью за­строй­ки, необес­пе­чен­ных ра­бо­чи­ми ме­ста­ми и до­ста­точ­ной ин­фра­струк­ту­рой, в том числе и транс­порт­ной: там уже прак­ти­че­ски на­сту­пил транс­порт­ный кол­лапс, резко сни­жа­ю­щий ка­че­ство жизни. Экс­пер­ты усмат­ри­ва­ют риски также и в том, что при общем спаде эко­но­ми­ки Рос­сии и по­ни­же­нии пла­те­же­спо­соб­но­сти на­се­ле­ния, неко­то­рые рай­о­ны Под­мос­ко­вья может ожи­дать участь аме­ри­кан­ско­го квар­та­ла Пру­итт-Ай­гоу.

Впро­чем, есть и дру­гие пре­тен­ден­ты на зва­ние «новые гетто»: это мест­но­сти с вет­хим и/или ава­рий­ным жилым фон­дом, где нет ра­бо­ты и воз­мож­но­сти уехать, где нель­зя про­дать квар­ти­ру и про­чие, сви­де­тель­ству­ю­щие о на­ча­ле про­цес­са «гет­то­иза­ции» в Рос­сии.