Напомню, что рентабельность - это отношение прибыли компании к выручке в %.
Иными словами, если выручка компании составляем 1000 рублей, а прибыль 50 рублей, то рентабельность равна 5%. Показатель этот довольно простой по отношении к сложным в восприятии терминам из экономики и корпоративных финансов.
Оценка эффективности компании
Как раз потому, что показатель этот довольно простой, его легко использовать для оценки эффективности работы компании. Ведь рентабельность отвечает на вопрос: “Сколько чистых рублей из выручки в месяц падает непосредственно в карман собственника”?
Соответственно, говорит и том, насколько бизнес эффективен и крут ли бизнесмен.
Негласно считается, что чем больше рентабельность, тем лучше. Да что там, иногда рентабельностью “меряются”, у кого больше, у того компания круче.
Часто встречается такая история:
Встречаются два собственника похожего бизнеса, например, ресторанов. Чтобы понять, кто круче, надо же что то сравнить? Сравнивают обычно выручку, “угу”кнув уважительно на цифры оппонента в месяц, а потом узнают про рентабельность. И вот тут то, услышав рентабельность оппонента, один непременно говорит другому: “Что-то маловато. У нас 32%, а средней по рынку считается 25%”, что обычно заставляет противника, у кого рентабельность оказалась меньше, оправдываться. Часто после этого разговор переходит в длинную дискуссию о нюансах ведения бизнеса.
Однако, маленькая рентабельность - не всегда плохо. И вот почему.
Существуют бизнесы, для модели которых прибыль с чека не столь важна, как количество этих чеков. Для них важно сделать максимум сделок. И не страшно, что прибыль со сделки 10 рублей, потому что таких сделок в день 100 000. Компания зарабатывает на огромных объемах продаж.
Лучший пример - это компании, которые зарабатывают на комиссии со сделок. Размер комиссии может колебаться от 0.01% до 15%. Не критично, ведь самое главное - сделать максимум сделок.
Пример номер 1. Как вы уже наверное догадались, к таким бизнесам относятся компании, которые продают билеты на события, кино, походы в музеи, театры и так далее. 500 рублей комиссии с билета за 10000 рублей - вот оно.
Пример номер 2. Это компании, которые оказывают сервисы по бронированию авиабилетов, поездов, отелей и так далее. 100-3000 рублей комиссия от оплаченной клиентом суммы в 10 000-100 000 рублей.
Пример номер 3. Наши любые банки, а именно - денежные переводы друг другу. Банки замечательно зарабатывают на комиссиях с переводом, снятии наличных и погашении кредитов. 5-30 рублей за операцию для клиента не критично, но у банков таких операций миллионы.
Резюме
Низкорентабельные бизнесы - это не всегда плохо. Это специфика ведения деятельности, при которой компания зарабатывает с гигантских оборотов.
Один из самый “толстых” представителей этого бизнеса - компания Wildberries.
Финансовый результат 2018 года - выручка 69,5 млрд, прибыль 1,8 млрд. Рентабельность 2,7%. Плохо, что ли?
А какой бизнес хотели бы вы - меньше сделок, больше прибыль, или лучше как вайлдбериз ?