Термин устойчивость был концептуализирован по-разному, но взаимосвязанным образом, по целому ряду дисциплин, включая машиностроение, экологию, экономику и психологию.
Психологическая устойчивость определяется как динамичный психосоциальный процесс, посредством которого лица, подвергающиеся длительным невзгодам или потенциально травматическим событиям, со временем проходят позитивную психологическую адаптацию. Эксперты в этой области описывают психологическую устойчивость как включающую взаимодействие защитных механизмов на всех уровнях, включая такие факторы, как поддерживающая семья и отношения, эффективные навыки преодоления трудностей, культура и нейробиология.
- Устойчивость также была описана и измерена как набор характеристик, способствующих позитивной адаптации. Однако концепции устойчивости как динамичного процесса, набора характеристик или активации через защитные механизмы являются скорее взаимодополняющими, чем взаимоисключающими.
Сейчас очень много освещаются ключевые моменты современных исследований устойчивости, основанных на описательном обзоре рецензируемых журнальных статей, представляющих суть данной области, основные спорные мнения и будущие тенденции. Методы исследования включают продольные когортные исследования, кросс-секционные тематические качественные исследования и рандомизированные контрольные исследования.
- Исследование устойчивости особенно сложно в связи с нелинейным характером развития устойчивости, использованием субъективных и объективных показателей устойчивости, а также трудностями регистрации исходного состояния и функционирования до травмы. Во всей литературе существует необходимость в ясности между конечными результатами устойчивости и процессами устойчивости.
Устойчивость проявляется на протяжении всей жизни и, проявляется по-разному в зависимости от пола, культуры и возраста.
- В детстве и подростковом возрасте устойчивость в значительной степени подкрепляется семейными процессами и не случайным развитием эффективных навыков преодоления трудностей.
- Во взрослом и более позднем возрасте на устойчивость могут по-разному влиять укоренившиеся модели преодоления, физиологические реакции на стресс и другие социальные отношения.
- Приоритетные невзгоды могут подтолкнуть людей к получению новых травм по мере развития у них ресурсов, взаимоотношений и эффективных навыков преодоления трудностей. Исследования устойчивости ясно показывают, что изменения и адаптация всегда возможны.
Хотя термин устойчивость может означать общую способность к процветанию в сложных условиях, характерных для конкретной области. То, что значит быть стойким перед лицом чрезмерного употребления алкоголя, может удивительно отличаться - хотя и имеет четкие параллели - от того, что значит быть стойким перед лицом разлуки с семьей в результате миграции.
Современные исследования устойчивости расширяются интересными способами:
- включать различные в культурном отношении понятия устойчивости
- учитывать мнения и сильные стороны маргинализированных групп населения
- расширить рамки исследований устойчивости к внешним воздействиям на новые области применения, такие как иммиграция и аккультурация
- учитывать многоуровневый подход к устойчивости
- разработать новые инновационные парадигмы для удержания сложных биопсихосоциальных операционализаций устойчивости.
Психологи все больше осознают, что не существует единой формы эффективного вмешательства, способствующего повышению устойчивости. Самые решительные меры направлены на развитие психосоциальных навыков и поддержку ключевых отношений, таких как позитивные отношения между родителями и детьми или взаимовыгодные социальные сети.
- Успешное вмешательство зависит от глубокого знания контекста, как с точки зрения рисков, так и с точки зрения сильных сторон. Появляющиеся данные показывают, что меры по повышению устойчивости могут влиять не только на выбор моделей поведения, но и на физиологическое функционирование. Вмешательства в связи с травмами и стихийными бедствиями уже давно осуществляются, но их оценка непоследовательна.
Поэтому устойчивость признается как многогранный процесс.
Тематическое исследование устойчивости афроамериканцев после урагана Катрина подчеркивает важность взаимодействия между родителями и детьми и духовности как механизмов защиты. Сравнение с цунами в Юго-Восточной Азии показывает, как предыдущие образовательные и материальные ресурсы также влияют на устойчивость.
Есть основания полагать, что следующие 10-15 лет исследований психологической устойчивости будут направлены на выявление защитных механизмов, расширение применения к неотложным социальным и медицинским проблемам и определение сложных многоуровневых процессов, влияющих на сопротивляемость человека. Социально-экологические рамки, межкультурные исследования, исследования с маргинализованным голосом и нейробиологические связи, вероятно, станут основными областями исследования. Основываясь, на некоторые основные области применения в будущем, вероятно, будут включать комплексное употребление психоактивных веществ, сердечно-сосудистые заболевания и хронические заболевания, устойчивость практикующих врачей, образование, конфликты, бедствия и изменение климата.
Проведенные в последние десятилетия исследования психологической устойчивости показали, что экономические, медицинские, социальные, когнитивные и основанные на навыках механизмы вертикально взаимодействуют на различных уровнях, горизонтально во многих сферах жизни и временно в течение всей жизни, обеспечивая возможности и адаптацию для содействия индивидуальной устойчивости.
Исследователи перейдут от самых широких экономических рамок к самому маленькому клубку нейронов, чтобы понять и облегчить устойчивость на различных уровнях на протяжении всей жизни.
Вполне вероятно, что появятся практические методы и теоретические рамки:
- основываться на современные многоуровневые исследования с использованием моделей социальной экологии и резервного потенциала для решения четко определенных медицинских и социальных проблем
- связывать феноменологические и культурные различия в процессах жизнестойкости внутри и между различными областями жизни.
- руководствуясь системой, основанной на сильных сторонах, согласованной с руководством Всемирной организации здравоохранения, рассматривать психическое здоровье как положительное состояние психологического благополучия, выходящее за рамки отсутствия заболевания.