1864 год. Михаилу Григорьевичу Черняеву поручили крупную операцию по укреплению присутствия русских в Азии. Он был назначен командиром «особого западносибирского отряда» , который был сформирован в городе Верном (ныне Алма-Ата). 3 мая 1864 года отряд численностью чуть больше 2000 человек выступил в поход. На пути следования к отряду присоединились 1000 джигитов-добровольцев из казахской милиции.
Вскоре, в том же 1864 году, Черняев взял крепость Аулие-Ата и подошел к крупному городу Чимкент. В городе дислоцировался сильный гарнизон, крепость имела мощные укрепления и считалась неприступной.
Нужно было найти нестандартное решение. И оно было найдено — деревянный водопровод, представляющий собой длинный ящик, перекинутый через наполненный водой ров. По этому водопроводу, а затем сквозь сводчатое отверстие в стене бойцы Черняева проникли в город и внезапным, ошеломительным ударом захватили город. Ошеломленный гарнизон не успел оказать никакого сопротивления.
После взятия Чикмента путь на Ташкент был открыт. Взятие этого города в задачи Черняева не входило, однако он понимал, что удачу нельзя упускать, и двинулся на Ташкенту. Встретив мощный отпор, отряд был вынужден отступить. После этой неудачи Черняеву в отдельном письме военный министр запрещал ему «отваживаться на штурм в связи с недостаточностью сил, находящихся в распоряжении». В главном штабе составлялись проекты, предполагавшие снаряжение в следующем году больших экспедиций с многочисленной артиллерией и осадными орудиями.
Но Черняев не угомонился. В конце апреля 1865 года он по собственной инициативе выступил из Чимкента во второй поход на Ташкент, силами двух сотен казаков, восьми пехотных рот и десяти орудий. Уже на подступах к Ташкенту к отряду присоединились еще два орудия и две роты, всего силы отряда насчитывали около двух тысяч человек и двенадцать орудий. Мулла Алимкул, главнокомандующий кокандской армией, выдвинул навстречу русскому отряду огромную армию — сорок единиц артиллерии и сорок тысяч солдат. Противники встретились под Ниязбеком. Через два часа после начала сражения кокандская армия была наголову разбита. Невероятная, невозможная победа!
Отряд Черняева подошел к Ташкенту и начал его осаду. Была перекрыта питавшая город река Чирчик. Ташкент был хорошо укрепленным городом, его окружала стена длиной в двадцать четыре километра. Гарнизон насчитывал более пятнадцати тысяч человек и располагал сотней орудий, из которых половина были вполне современными. Вскоре Черняев получил сведения о том, что в Бухарском ханстве была собрана и отправлена на подмогу защитникам Ташкента огромная армия. Можно было отступить, это было вполне оправданно. Но Черняев решил штурмовать город. Решение дерзкое, но, как оказалось, правильное!
Гарнизон Ташкента в восемь раз превосходил по численности русский отряд, и превосходство в огневой мощи тоже было подавляющим. К тому же Черняев не мог бросить на штурм все свои силы — в тылу пришлось оставить гарнизоны. В самом штурме приняла участие только тысяча солдат — но это была тысяча закаленных в боях с кочевниками и ханскими воинами бойцов.
В 2 часа ночи с 14 на 15 июня 1865 г. начался штурм. Штурмовые колонны, которые, пользуясь темнотой, скрытно несли к крепости лестницы, были обнаружены только тогда, когда они подошли вплотную к стенам. За считанные секунды бойцы Черняева захватили часть стены крепости. А вскоре после этого бой завязался в самом городе. Приходилось с боем брать каждый переулок, каждую улицу, каждую башню. Уличные бои длились весь день, а к утру следующего дня к Черняеву пришла делегация «почетных» жителей, сдаваться. Потери отряда Черняева составили двадцать пять человек убитыми и около ста пятидесяти раненными и контужеными.
Во время штурма сам Михаил Григорьевич Черняев находился в самой гуще сражения. Ему принадлежат слова: «нельзя руководить войсками вне сферы огня».
Уже на следующий день Черняев разъезжал по городу без значительной охраны, посещал общественные места. Он отлично знал психологию азиатов и демонстрировал им, что русские пришли сюда всерьез и надолго. Первый приказ его после штурма вводил полный запрет на торговлю людьми и рабство. О взятии Ташкента писали газеты всего мира, и Михаил Григорьевич Черняев стал национальным героем. Его даже называли «Ермаком девятнадцатого века». Александр II наградил Черняева золотой саблей с бриллиантами и произвел в генерал-майоры. В феврале 1865 года Михаил Григорьевич Черняев был назначен военным губернатором Туркестанской области.
Подробнее о Михаиле Григорьевиче Черняеве можно почитать здесь.