На Украине отмечают 95-летие со дня смерти Нестора Махно, одного из самых известных персонажей украинской истории.
В его родном городе Гуляйполе на доме, где был штаб батьки, появилась мемориальная доска. Местные анархисты дополнили это графитти и стикерами со своими современными лозунгами: “Долой Систему”.
В городе развернулась бойкая торговля сувенирами - это кружки с изображением Махно, флажки, бюсты батьки разных размеров. Правда, по словам туристов, Махно на этой продукции скорее напоминает Наполеона.
Центральную улицу летом засадили новыми деревьями. Ухаживают и за парком, где возвышается памятник Нестору Махно.
Знаменитый анархист умер в эмиграции в Париже. В поисках пропитания он работал столяром, плотником, сапожником, плел из разноцветных веревок домашние тапочки – а еще он писал стихи:
Кинулась тачанка полем на Воронеж,
Падали под пулями, как спелая рожь.
Сзади у тачанки надпись "Не догонишь!"
Спереди написано "Живым не уйдешь!"
Одна из анархистских группировок в Париже подготовила сейчас новое издание стихов Махно - и они напоминают о тех невероятных приключениях, которыми была окружена вся его жизнь. Его биография изобиловала лихо закрученными сюжетами, как будто сошедшими со страниц приключенческих романов.
Еще в юности Нестор стал анархистом - и его звездный час настал после революции, когда он создал на Украине анархистскую республику со столицей в Гуляйполе. Над штабом подняли черные флаги с черепом и костями - и с надписями "Свобода или смерть" и “Анархия - мать порядка”.
Историки говорят, что Махно возглавил одно из величайших крестьянских восстаний в истории. Как писала об этом испанская газета Público, батька смог противостоять белой гвардии Деникина, украинским националистам Петлюры, немецким и австро-венгерским войскам - и взял под свой контроль огромную территорию на юго-востоке Украины. И по мнению историков, в этой республике анархистские идеи замысловато переплелись с неким романтическим идеалом Запорожской Сечи — вольной территории, на которой жили украинские казаки триста лет назад.
Вот этот причудливый микс Махно и стал утверждать в своей республике, которую одни называли “Вольная территория”, другие “Гуляйпольская республика” - а в народе это образование получило еще прозвище "Махновия".
Отряды батьки имели свои газеты "Вольный повстанец" и "Голос махновца" - и в них населению объяснялась программа анархистов: землю поделить, оружие раздать, выбрать советы, и все иные формы власти свергнуть.
Но как отмечает Público, Махно при этом не пытался навязать принципы анархизма населению своей республики, простым крестьянским массам - потому что это противоречило его анархистскому чувству свободы человека.
Но подробнее о Махновии - в следующей публикации, в продолжении наших анархистских историй.