Продолжение наших анархистских историй - о республике, созданной Нестором Махно во время гражданской войны на Украине - и о придуманном махновцами оружии: о тачанках.
Махно очень гордился этим изобретением и постоянно вставлял образ тачанки в свои стихи, которые он писал в перерывах между боями:
И тачанка, летящая пулей,
Сабли блеск ошалелый подвысь…
Вы свободу себе вернули,
Я за это отдам свою жизнь.
Признание за махновцами права авторства на тачанку можно было встретить даже в советской прессе - правда, в виде карикатур.
Идея тачанки была гениальная простой. Дело в том что самый распространенный пулемет того времени – пулемет “Максим” – был весьма капризным механизмом: при перевозке у него расшатывали оси, и он терял точность стрельбы.
Махновцы стали ставить пулеметы на реквизированные тарантасы, которые имели рессорную подвеску - и в результате стало возможным стрелять из “Максима” прямо с ходу. И само слово “тачанка” произошло от украинского слова “нетичанка” означающего легкую рессорную повозку - по крайней мере так это объясняли махновцы.
А эти тачанки Махно направлял и против украинских националистов во главе с гетманом Скоропадским, и против белых. Порой батька делал это в союзе с красными, и как я уже упоминал, он был даже награжден орденом Красного Знамени.
Но затем, после разгрома белых, Махно стал защищать независимую Украину уже от красных – и проиграл. В 1921 году он уходит в Румынию, оттуда в Польшу, Германию - и наконец, появляется в Париже.
Итак, Махно в поисках заработка опробовал там самые разные профессии: работал столяром, плотником, сапожником, плел домашние тапочки. А в свободное время продолжал писать стихи. В том числе ему приписывают появившийся тогда дополнительный куплет к известной песне "Любо, братцы, любо":
Жалко только волю во широком поле,
Жалко мать-старушку да буланого коня.
Во широком поле станет черный ворон,
Станет ворон очи соколиные клевать.
Махно очень любил песню "Любо, братцы, любо". Именно ее он поет в фильме "Александр Пархоменко" - роль Махно тогда исполнил Борис Чирков.
В 30-е годы Махно стал подрабатывать декоратором на парижской киностудии – а по некоторым утверждениям, он еще обучал там актеров конной езде.
Как раз тогда белый генерал Шкуро создал в Париже цирковую труппу. Его казаки стали выступать в цирке, показывать искусство джигитовки.
Кстати это продолжалось еще многие годы: еще в 1965 году по Европе ездила казачья цирковая группы, среди которых мастерство вывездки показывали 73-летние донские казаки есаул Юрков и подхорунжий Пахомов. Однако это было уже без Шкуро - его повесили в Москве в 1947 году как одного из командиров созданных нацистами казачьих отрядов (Шкуро получил звание группенфюрера СС).
Но в начале 30-х Шкуро еще благополучно руководил в Париже казаками, которые выступали в цирке - а Махно примерно такие же навыки демонстрировал на киностудии, давая там уроки джигитовки. Вот так анархист и белый генерал, которые ожесточенно воевали друг с другом на Украине, в эмиграции наконец занялись одним и тем же делом…