Как-то моя коллега собралась в Лондон. Я ей посоветовал посмотреть крейсер “Белфаст”.
Но она его там, в Лондоне, не заметила. Несмотря на то, что крейсер вообще-то немаленький и даже как-то случайно затесался на одну из её фотографий.
Это добавило мне немножко мудрости, понимания того, что у разных людей разные интересы, от слова совсем. На вкус и цвет – увы – товарищей нет.
Но для меня вот кораблики большой интерес представляют. Особенно такие, по которым можно полазать в своё удовольствие.
Крейсер “Белфаст” стоит на вечной стоянке посреди Темзы. Ну, не совсем посреди, ближе всё-таки к Саутворку, чем к собственно Лондону. Зато в самом центре.
При желании можно уместить в объективе и Тауэр, и Тауэр Бридж, и крейсер.
“Белфаст” – самый тяжёлый из всех британских лёгких крейсеров. Десять с половиной тысяч тонн как-никак.
Правда, он не один такой был. Но “Эдинборо”, систер-шип “Белфаста”, покоится на дне Баренцева моря. Сначала получил торпеду с германской субмарины, потом ещё эсминцы немецкие подоспели – и тоже торпедами. Одного, правда, британские моряки успели потопить, но и свой крейсер тоже спасти не смогли.
К “Белфасту” судьба была более благосклонна. Хотя и ему тоже досталось.
Крейсер вошёл в состав Королевского флота 3 августа 1939. А уже 21 ноября наскочил на мину, конкретно так, чудом остался на плаву.
С этим случаем связана одна история, положившая начало традиции.
Один матрос за какую-то провинность сидел в карцере. Его охранял морской пехотинец. Во время войны (возможно и сейчас, точно не знаю) морские пехотинцы на кораблях британского флота выполняли функции военных полицейских. Во время взрыва морпех был ранен и контужен. Но нашёл в себе силы, чтобы доползти до двери карцера и открыть её. Не сам стал спасаться в первую очередь, а спас арестованного. Вода начала поступать в отсек и было непонятно, может, крейсер сейчас вообще утонет.
С тех пор в Королевском флоте двери карцеров на кораблях не запираются.
После ремонта “Белфаст” охранял арктические конвои. Маршрут Скапа Флоу – Мурманск и обратно, не самая лёгкая прогулка. Немцы изо всех сил пытались воспрепятствовать поставкам британского и американского оружия в СССР, но корабли всё равно шли.
26 декабря 1943 в районе мыса Нордкап британские лёгкие крейсера вступили в бой с германским линкором “Шарнхорст”. Они повредили линкор, но не могли его уничтожить. Зато загнали аккурат под пушки британского линкора “Дюк оф Йорк”, который и отправил “Шарнхорста” на дно. Флагманским кораблём соединения крейсеров был “Белфаст”.
В апреле 44-го “Белфаст” входил в состав эскадры, с авианосцев которой взлетели бомбардировщики, потопившие “Тирпица”, германский суперлинкор.
В июне-июле того же года крейсер поддерживал огнём высадку союзников в Нормандии, подавлял германские береговые батареи.
Конечно, 152-миллиметровые орудия лёгкого крейсера – не тристапятидесятки, как на линкорах. Но и это тоже немцам мало не показалось.
В 1945-м “Белфаст” перешёл в Тихий океан. На войну с Японией не успел, но в 1950-1952 участвовал в Корейской войне.
“Белфаст” изначально строился как флагманский корабль. Поэтому на нём есть специальный адмиральский мостик. Туда можно заглянуть и даже посидеть в адмиральском кресле, весьма, впрочем, спартанского вида.
Над адмиральским мостиком расположен ходовой, мостик капитана. Ещё выше – будка старшего артиллерийского офицера.
Капитанский и адмиральский мостики защищены от непогоды и осколков вражеских снарядов бронестеклом.
Но.
Это было сделано во время модернизации 1955-го года. А до того...
Да уж, не позавидуешь офицерам крейсера, на открытом мостике, зимой в Арктике, когда на палубе полуметровый слой льда и бешеный ветер, а тут ещё немцы стреляют.
Сейчас можно бродить почти по всем помещениям крейсера, по-хорошему часа три нужно, чтобы всё посмотреть.
Не пропустите – в одной из кормовых башен (башня Y) периодически происходит имитация залпа главного калибра. Крейсер, правда, при этом не содрогается, но звук выстрелов, лязганье затворов, дымка пороховых газов – всё очень натуралистично.
На пирсе при входе можно получить аудиогид, в том числе и на русском языке. Крейсер “Белфаст” награждён Грамотой Верховного главнокомандующего Вооружёнными силами Российской Федерации, за мужество и героизм, проявленные экипажем крейсера при защите транспортных конвоев, доставлявших военную помощь Союзу Советских Социалистических Республик в годы Второй мировой войны. В 2010-м году в рамках проекта “Последний Свидетель” российские фирмы участвовали в финансировании монтажа новых мачт крейсера.
Вот такой он, крейсер “Белфаст”, и аттракшен очень интересный посмотреть и полазать. И памятник Второй мировой войны.
Фото автора
Что ещё посмотреть в Лондоне и окрестностях:
Территория охраняется драконами (Его Величество Лондон)
Сорок лет ожидания. Гринвич и Короткая рубашка
Зелёная Лужайка c кровавой историей