Несмотря на то, что “Золотая лань” считается галеоном, оказалась она неожиданно маленьким корабликом.
Галеоны обычно здоровенные, взять хотя бы ныне плавающую “Андалусию”, громадина.
А “Золотая лань” – маленькая, 31 метр по длине, 100 тонн водоизмещения на момент постройки. Современные прогулочные яхты больше бывают. Внутри – вообще теснота. Как тут восемьдесят человек экипажа размещалось?
Единственно что, в адмиральской каюте чуть-чуть можно повернуться.
А где офицеры спали? На палубе? Вперемешку с матросами?
И вот такой вот кораблик вторым в истории совершил кругосветное плавание. Да не просто так, а ещё и с боевыми действиями.
Конечно, сэр Фрэнсис Дрейк знал о первой кругосветной экспедиции. Вряд ли эти знания могли внушать оптимизм.
Из пяти кораблей Магеллана в Испанию вернулся только один. Из 280 участников экспедиции – только 18. Плюс ещё 18 позже были отпущены из португальского плена. Сам начальник экспедиции погиб.
В течение целых пятидесяти пяти лет никто не решался повторить такой подвиг.
А Дрейк решился.
Тут ещё. “Золотая лань” только чуть больше, чем “Виктория” (её в настоящее время тоже можно увидеть и полазать по палубам), которую Хуан Себастьян Элькано, возглавивший первую экспедицию после смерти Магеллана, привёл-таки в испанский порт Санлукар де Баррамеда.
И вот, на таком маленьком кораблике...
Правду сказать, у Дрейка изначально тоже было шесть кораблей. Но пять из них по разным причинам были потеряны ещё до выхода эскадры в Тихий океан. Осталась одна “Золотая лань”.
Правда, она тогда звалась “Пеликаном”. Но Дрейк решил свой флагман переименовать. У адмирала был могущественный покровитель при дворе, сэр Тома Хаттон. На гербе Хаттона – золотая лань. Так вот корабль получил новое имя.
Маленький кораблик...
Сэр Фрэнсис Дрейк вообще-то был капёром на службе у королевы Элизабет. Поэтому по ходу дела “Золотая лань” сначала захватила один испанский корабль, на котором обнаружилась куча денег. Потом – ещё один, галеон “Нуэстра сеньора де Консепсьон”, на котором было обнаружено 36 килограммов золота, 26 тонн серебра, драгоценные камни россыпью, плюс ещё кой-чего по мелочам.
Надо думать, испанцы тоже не были безоружными и как-то сопротивлялись. Но Фортуна решила в пользу Дрейка.
Англичане ещё побродили вдоль западного побережья Америки, но больше испанских кораблей им не попалось. Да и так неслабо подзаработали.
У берегов Индонезии “Золотая лань” наскочила на риф и уже стоял вопрос, удастся ли её вообще отремонтировать. Но удалось. В сентябре 1580-го, почти через три года после отплытия, “Золотая лань” относительно благополучно прибыла в Плимут.
Вряд ли эти события можно назвать ординарными.
Нет, ну конечно, та “Золотая лань”, которую сегодня можно увидеть и по которой можно полазать в Саутворке, это не совсем “Золотая лань” сэра Фрэнсиса Дрейка. Но её точная копия, реплика. Построенная по технологиям XVI века. Действующая.
В 1975-1980 годах “Золотая лань-2” тоже совершила кругосветное путешествие, как и её предшественница, правда, при этом захватить в плен парочку испанских кораблей она почему-то не сподобилась. Только в кино снималась. Потом, в 1984- 1992 она ещё много куда ходила, в том числе и в Америку. Сейчас вот стоит в Саутворке (район Лондона по правому берегу Темзы), в открытом доке, и приглашает всех желающих в гости. Кроме тех дней, когда там проводятся детские утренники.
“Золотая лань” – далеко не единственный корабль-реплика, полномасштабная действующая модель. В настоящее время моря и океаны бороздят уже упоминавшиеся каракка “Виктория” и галеон “Андалусия”. Ещё “Санта Мария”, тоже каракка, флагманский корабль Христофора Колумба. Есть и другие, но автору пока что только на этих удалось побывать.
Фото автора
Что ещё посмотреть в Лондоне и окрестностях:
Территория охраняется драконами (Его Величество Лондон)
Сорок лет ожидания. Гринвич и Короткая рубашка
Зелёная Лужайка c кровавой историей
Крейсер “Белфаст”. Королевский флот и война в Арктике