Посмотрел тут недавно документальный фильм BBC «Жизнь с аутизмом». Не спрашивайте, каким образом серфинг ютуба зашвырнул меня на этот видеоматериал, факт остается фактом.
В принципе для меня работа нашего мозга представляет большой интерес. Сейчас в эпоху попыток создания искусственного интеллекта, изучение его неискусственного аналога как некогда актуальная задача. Человечество вроде и много уже знает о строении мозга, построении нейронных цепей, какая часть мозга за что отвечает, какую часть мозга можно стимулировать с помощью электрического разряда, чтобы мы что-то почувствовали или даже смогли вспомнить. В то же время диапазон неизвестности, вопросов в области изучения мозговой деятельности только увеличивается. Знаете, когда только начинаете изучать какой-то предмет, думаете - сейчас я прочту эту книгу и вот эту и буду уже иметь представление об этом, представление то вы получаете, но вместе с этим приобретаете и понимание что вы по сути ничего не знаете.
Так вот, что я почерпнул из этого фильма
Прежде всего, аутизм - это не болезнь, это психическое расстройство, чаще всего выраженное в нарушении функций мозга отвечающих за социальное взаимодействие и эмоции. В зависимости от вида и тяжести расстройства также трансформируется и общая умственная работоспособность. То, что это не болезнь, должно дать вам подсказку – аутизм нельзя вылечить. По сути это просто по-другому устроенный мозг.
Половина людей с аутизмом имеет проблемы с обучаемостью. 80% из этой половины не могут жить самостоятельно.
Аутизм имеет широкий спектр разновидностей. От полной отрешенности и игнорирования окружающего мира, до небольших особенностей, которые при определенных условностях можно списать на необычные черты характера.
Что первое приходит вам на ум, когда вы слышите слово – аутизм?
Не так давно так называли практически всех геймеров, которые реальному общению предпочитали сидеть за видеоиграми и всячески старались игнорировать социум. Их называли аутистами, в том смысле, что их социальные навыки оставляют желать много лучшего. Безусловно, к реальному расстройству это имеет довольно слабое отношение.
Чаще всего человеку, когда он слышит это слово, приходит на ум картинка с ребенком с отрешенным взглядом, так называемым взглядом в никуда. Но это не всегда так, аутизм не всегда означает слабость мозговой деятельности и невозможность на чем-то сконцентрироваться, порой даже совсем наоборот.
Синдром Саванта, одна из разновидностей аутизма – одаренность в отдельной области, иногда полная сосредоточенность на этой области. Ярким примером может являться фильм «Человек Дождя» с Дастином Хоффманом, у главного героя фильма, кстати, есть реальный прототип.
Или знаменитый одаренный художник с аутистическим расстройством, который рисует масштабные панорамы городов на память, пролетев над ними всего один раз. В принципе для аутизма характерно обращать внимание на детали, не замечая картину в целом.
Но не стоит обольщаться, синдром Саванта – редчайшее явление. А вот проблемы с социализацией наоборот присущи всем.
Феномен социальных проблем у людей с аутизмом заключается в неумении перенести восприятие окружающего мира с себя на другого человека. То есть, грубо говоря, они не могут поставить себя на место другого человека.
Например, им невозможно объяснить, что сказать человеку в лицо, что он толстый невежливо. Потому что у них отсутствует понимание тактичности, по их мнению, они говорят правду. Они не могут поставить себя на место этого человека и понять, что ему было бы обидно это услышать.
Люди с аутизмом не могут себе представить, что другой человек может иметь собственные мысли.
Поясню при помощи эксперимента с перемещением монеты. В комнате трое, 2 психолога (далее - психолог А и психолог Б) и ребенок с аутизмом. На столе лежит монета и две емкости для нее, одна коробка и одна шкатулка. Психолог А кладет монету в коробку. Психолог Б выходит из комнаты. В комнате остается только психолог А и ребенок. Психолог А перекладывает монету из коробки в шкатулку и спрашивает ребенка, где будет искать монету психолог Б, когда вернется в комнату. Ребенок с аутистическим расстройством уверенно отвечает, что психолог Б будет искать монету в шкатулке. Таким образом, ребенок не может поставить себя на место психолога Б и осознать, что психолог, который вышел из комнаты не мог видеть перекладывание монеты.
Это удивительно.
Наш мозг по сути это сложнейшая система с множеством переменных, при изменении одной из которых весь механизм может начать функционировать по-другому. Нам еще предстоит узнать о нем много нового.
Спасибо за внимание, кто осилил и дочитал до конца.
Ставь лайк, подписывайся на канал.